Прогресс на «Прогрессе»
Первую партию мотогондол для строящегося на авиазаводе имени Гагарина в Комсомольске-на-Амуре самолета-амфибии «Бе-103» произвели в Арсеньеве на предприятии «Прогресс». До сих пор коллеги из соседнего края защитные корпуса для двигателей гидросамолетов заказывали аж в Таганроге Ростовской области. Работа приморских мастеров оказалась ничуть не хуже по качеству, в чем убедилась специальная комиссия комсомольчан, зато по цене она здорово выиграла. Хотя подобные изделия в Арсеньеве выполнили впервые, но сразу использовали перспективные компоненты. И тут же последовала новая заявка изготовить мотогондолы для еще двух гидросамолетов «Бе-103» по заказу министерства по чрезвычайным ситуациям.
Первую партию мотогондол для строящегося на авиазаводе имени Гагарина в Комсомольске-на-Амуре самолета-амфибии «Бе-103» произвели в Арсеньеве на предприятии «Прогресс». До сих пор коллеги из соседнего края защитные корпуса для двигателей гидросамолетов заказывали аж в Таганроге Ростовской области. Работа приморских мастеров оказалась ничуть не хуже по качеству, в чем убедилась специальная комиссия комсомольчан, зато по цене она здорово выиграла. Хотя подобные изделия в Арсеньеве выполнили впервые, но сразу использовали перспективные компоненты. И тут же последовала новая заявка изготовить мотогондолы для еще двух гидросамолетов «Бе-103» по заказу министерства по чрезвычайным ситуациям.
- Приходится по всей стране искать заказы, чтобы загрузить работой коллектив, - рассказал журналистам «В» генеральный директор Арсеньевской авиационной компании «Прогресс» имени Сазыкина Виктор Печенкин. – Благодаря этому по итогам прошлого года наш завод вошел в пятерку лучших по стране предприятий данного профиля. Только в отличие от коллег из западных регионов страны приморские авиастроители не задействованы в узкой направленности, а могут выпускать и ремонтировать воздушные суда – гражданские и военные, вертолеты и легкие самолеты, производить запасные части и заниматься сборкой ракетного вооружения.
Увеличение объемов товарной продукции в 1,8 раза и возвращение государственных долгов по оборонным заказам позволило «Прогрессу» значительно поправить финансово-экономическое положение. Осенью были окончательно погашены многомесячные долги по заработной плате. А вслед за этим и саму зарплату трудовому коллективу подняли на 80 процентов. Руководство ААК и дальше нацелено на ее увеличение. Предприятие рассчиталось с федеральным и краевым бюджетом. Хотя для этого и пришлось с каждого рубля выплачивать по налогам в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды 2 рубля 45 копеек.
Завод поддерживает связи со всеми конструкторскими бюро и ведущими производителями продукции «Камов» и «Миль», включая выполнение заказов по сборке и ремонту многопрофильных вертолетов палубной авиации, а также выпускает запасные части к ударным вертолетам огневой поддержки «Ми-24» и другим. Так, в прошлом году два новых легких гражданских геликоптера «Ми-34» отправлены в Казахстан. Такие же машины поставлялись в Нигерию, причем контракт с центральноафриканской страной будет продолжен и в нынешнем году. В ближайшие три года всего планируется произвести до 50 штук легких винтокрылых аппаратов, что позволит значительно улучшить финансово-экономическое положение предприятия. Наконец-то «Ми-34» заинтересовались и у нас. Министерство по чрезвычайным ситуациям готово заказать эту технику после некоторой модернизации, чтобы имелась лебедка для экстренного спуска и подъема спасателей. Про «Ка-50» и «Ка-52» и говорить не приходится. Современные ударные многоцелевые вертолеты с уникальными и неповторимыми летными харак
теристиками и маневренностью. «Черную акулу» и «Аллигатор» - будущее авиации сухопутных войск России строят только на «Прогрессе». Кроме того, имеется предварительная договоренность с КБ «Камов» на изготовление перспективных «Ка-64» - модифицированной «Касатки».
Еще одним перспективным направлением деятельности можно считать сборку спортивных пилотируемых аппаратов, включая производство аэросаней и конструкций по ракетной тематике. Не исключено, что предприятию доверят производство экранопланов на воздушной подушке. Принципиально новые маневренные машины, развивающие на реках и акваториях морских заливов скорость до 70 км/ч, могут передвигаться и по суше, в том числе по болотистой местности. После подготовки опытного образца и его испытаний начнется серийный выпуск. Уже сейчас имеются желающие их купить.
Особо стоит сказать о противокорабельных сверхзвуковых крылатых ракетах «Москит». «Прогресс» уже оснастил ими два современных эскадренных миноносца для военно-морских сил Китая, построенных на стапелях Санкт-Петербурга. Китайцы трижды на учениях испытывали эти ракеты, и результаты оказались потрясающими, хотя каждый выстрел потянул на $2,5 миллиона. Сейчас Москва и Пекин договорились о постройке еще двух эсминцев на «Северной верфи», контракт на сотни миллионов долларов США. Ракеты «3М80Е» вновь доверят приморским специалистам. Только на сей раз авиастроительная компания будет самостоятельно производить и двигатели. До сих пор их поставляли из Тюмени, однако сибиряки-монополисты стали баснословно задирать цены, плюс транспортировка. Стоимость каждого двигателя составляет примерно 30 процентов от общей цены изделия. Поэтому в Арсеньеве надеются увеличить доходную часть, что скажется на налоговых поступлениях в местный, краевой и федеральный бюджеты.
Планов «громадье» неизменно повлечет за собой создание дополнительных рабочих мест. Уже сейчас в трудовом коллективе в 4350 человек ощущается нехватка высококвалифицированных специалистов по ряду рабочих профессий и инженеров летного профиля. Генеральный директор Виктор Печенкин совместно с главой администрации Арсеньева Владимиром Беспаловым пытаются решить проблему кадров. По 30-40 человек каждый год в последнее время отправляют учиться по дефицитным специальностям за счет предприятия. В самом городе открыты филиалы трех дальневосточных вузов. Выпускникам институтов и университетов, ученикам узкопрофильных рабочих создаются льготные условия для проживания – социальные выплаты, предоставление жилья. Под эгидой мэрии образован совет молодых специалистов. Готовится целевая программа по поддержке кадров.
Автор: Николай КУТЕНКИХ, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), «Владивосток»