Другие родители

За рубежом широкое распространение получили фостерные (т. е. замещающие) семьи. У нас их называют по-другому: семейно-воспитательными группами. Суть от этого не меняется – детей, оказавшихся в трудной ситуации, берут к себе на время добрые люди. Во владивостокском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних на ул. Сипягина, 15 такая работа начата недавно, но за короткий срок уже четверо детей обрели новых родителей.

10 май 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1355 от 10 май 2003

За рубежом широкое распространение получили фостерные (т. е. замещающие) семьи. У нас их называют по-другому: семейно-воспитательными группами. Суть от этого не меняется

– детей, оказавшихся в трудной ситуации, берут к себе на время добрые люди.
Во владивостокском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних на ул. Сипягина, 15 такая работа начата недавно, но за короткий срок уже четверо детей обрели новых родителей.

Центр этот через месяц отметит свое трехлетие. Возраст, можно сказать, младенческий, однако специалисты уже успели оказать помощь более чем 1000 ребятишек. Существует превратное представление о том, что в подобных центрах оказываются лишь отпрыски асоциальных семей

– алкоголиков да наркоманов. На самом деле и вполне нормальные люди вынуждены иногда обращаться сюда за помощью: одинокая мама попала в больницу, оба родителя потеряли работу – да мало ли сложных ситуаций в жизни. А бывает, сам ребенок приходит. Иногда из чисто детского каприза – с мамой поссорился, потому что она джинсы не те купила, а значит, не любит. Такие, как правило, больше часа не задерживаются, быстро понимают, что дома все же лучше. Но в основном открывают сюда дверь те, кому действительно плохо. Директор Александр Витальев говорит, что самостоятельный приход детей его особенно радует – значит о центре добрая молва гуляет.

Нынче особая забота директора

– пропаганда семейно-воспитательных групп, о которых он и своим знакомым рассказывает, и на любом совещании старается людей проинформировать. Дело это новое, но очень перспективное. Ведь попади ребенок хоть в самый расчудесный детдом, модели семьи он там не увидит, тишиной и одиночеством, без которых жизнь немыслима, понаслаждаться не сможет. У взрослых же людей бывает потребность благое дело совершить, друга маленького обрести, помочь ему, а как это сделать – не знают. Ситуация на самом деле проста – можно на определенное время заключить договор с администрацией центра и взять ребенка на воспитание. Получится все хорошо, найдут между собой общий язык – можно договор продлить или опеку оформить. Что-то не срастется – ребенок спокойно вернется в казенный дом, трагедии не произойдет, об этом психологи позаботятся. Был однажды случай, когда молодая семья мальчонку на лето забирала, а теперь только ежемесячно навещает, и они при этом остаются друзьями. А вот у тех четырех семей, что работают сейчас как семейно-воспитательные группы, пока все хорошо складывается.

Даже воспитательница центра Зинаида Андреевна не выдержала

– так прикипела к 11-летней Яне, что решила договор оформить. У нее есть двое взрослых детей, но и муж, познакомившись с девочкой, не стал возражать. Надо сказать, что при заключении договора новый «родитель» получает зарплату, на содержание ребенка выдается все необходимое: продукты, витамины, лекарства, одежда. Подопечный может участвовать во всех мероприятиях центра, а взрослый всегда получит совет любого специалиста этого учреждения. Наверное, еще и поэтому не побоялся взять одинокий мужчина 14-летнего парня, с матерью которого он некоторое время жил. Женщина исчезла в неизвестном направлении, а ее спутник, почувствовав ответственность за судьбу мальчика, оформил с центром договор на его воспитание. Естественно, любому пришедшему здесь ребенка не доверят – все проверят: и здоровье, и жилищные условия.

Конечно, лучше всего было бы реабилитировать биологических родителей. Иногда это удается

– специалисты центра добиваются того, что отцы-матери за ум берутся, пить перестают, на работу устраиваются. Таким и детей вернуть можно. Но когда все усилия бесполезны и у ребенка одна дорога – в детский дом, семейно-воспитательная группа все же лучше. Пусть не родная, но все же семья.

НАЙДИ МЕНЯ

Уссурийский детдом

№ 1 – один из старейших в Приморском крае, в следующем году ему исполнится 70 лет. Из 96 нынешних воспитанников только 15 школьников, остальные – малыши. С ними много занимаются, поэтому детишки растут развитыми, имеющими творческие навыки. Семьи, усыновившие детей из этого учреждения, говорят, что дети принесли в их жизнь тепло и радость. Вот только мало потенциальных родителей стало приходить в детдом – бедные боятся, что средств на содержание ребенка не хватит, у богатых свои проблемы. И все-таки вглядитесь в эти лица. Может, у кого-то дрогнет сердце.

10-летний Олег остался один совсем малышом

– мать его бросила. Однажды его собирались усыновить, к нему приезжали, звонили по телефону, однако что-то не заладилось… Мальчик же до сих пор ждет. Он хорошо развивается, но не проявляет особого интереса к учебе – его столько раз предавали, что он перестал видеть смысл даже в образовании. В общении же остается милым, покладистым, дружелюбным.

Сережа, которому исполнилось четыре года, одинок потому, что его мать признана безвестно отсутствующей. Он любит лепить из пластилина, смотреть телевизор, помогать по хозяйству, особенно подметать пол.

«Наш помощник», - говорят воспитатели. Он умненький, аккуратный, спокойный и совсем не агрессивный.

7-летний Женя

– сирота, мать умерла, отец неизвестен. Женя – человек творческий, любит рисовать и лепить. Он живой, подвижный и очень надежный. Воспитатели говорят, что его можно оставить одного, поручив что-то, и он обязательно справится с заданием. В группе – лидер. Аккуратный, любит читать.

Саша воспитывается в детдоме с трех лет, сейчас ей семь. Мать лишена родительских прав, хотя вроде и не пьяница, но воспитанием детей заниматься никогда не хотела. Саша же, предпочитающая называть себя Шурой, трудолюбива, опрятна, подвижна и хорошо развита физически. Знает много стихов и песен, участвует в конкурсах, легко входит в контакт с детьми и взрослыми.

Телефон отдела правовой защиты интересов детей управления образования Уссурийска

– 2-35-36, департамента образования и науки администрации ПК – 400-400, представительства Всемирной ассоциации детей и родителей – 319-746.

Автор: Галина КУШНАРЕВА, «Владивосток», совместно с представительством Всемирной ассоциации детей и родителей