Кто поможет инвалиду?
Цивилизованность общества определяется его отношением к детям, старикам и инвалидам. О подрастающем поколении страна более или менее заботится, несмотря на то, что асоциальных сирот с каждым годом становится больше. Как живут старики, говорить не приходится – их мизерные пенсии стали позором России. А вот третья категория – это люди, способные трудиться и желающие приносить пользу государству. Только перестройка выкинула их за порог нормальной жизни, лишив главного права, записанного в Конституции, - права на труд. Это право они имели тогда, в советские времена, когда существовали обязательные рабочие места для инвалидов, когда функционировали специализированные предприятия.
Цивилизованность общества определяется его отношением к детям, старикам и инвалидам. О подрастающем поколении страна более или менее заботится, несмотря на то, что асоциальных сирот с каждым годом становится больше. Как живут старики, говорить не приходится – их мизерные пенсии стали позором России. А вот третья категория – это люди, способные трудиться и желающие приносить пользу государству. Только перестройка выкинула их за порог нормальной жизни, лишив главного права, записанного в Конституции, - права на труд. Это право они имели тогда, в советские времена, когда существовали обязательные рабочие места для инвалидов, когда функционировали специализированные предприятия. Нынче и здоровый-то не всегда находит свое место в жизни, а больной человек и вовсе бьется как рыба об лед. И считает себя невероятно счастливым, если кто-то неожиданно протягивает ему руку.
Виктор Шматок год назад оказался под локомотивом сокращения. Любому человеку в 50 с лишним лет страшно почувствовать свою ненужность, обидно осознавать, что, отдав производству более 30 лет, не смог доработать до пенсии по возрасту. И кому в таком случае нужен специалист, тем более инвалид детства? 22 года на «Дальзаводе», 9 – на заводе «Варяг». В трудовой книжке – записи: заместитель начальника отдела, начальник участка, старший инженер, за плечами судостроительный техникум. Таких, выброшенных на полном ходу, в стране нынче немало. Кто-то спивается, кто-то впадает в депрессию. Нужно быть сильным, чтобы не сломаться. Виктор Андреевич выстоял, но признается, что характер за время вынужденного безделья здорово испортился. Может, и тянул бы он скучные дни, получая пенсию по инвалидности, если бы не встретилась на его пути Любовь Сылка, руководитель ООО «Святозар», которая предложила не мальчику, но мужу переквалифицироваться в обувщики. Далеко не каждый, занимавший приличные должности, решится на такое, но Виктор Андреевич говорит: «Нельзя ставить на себе крест. Это нужно прежде всего самому человеку. - И добавляет: - Если бы не Сылка, не знаю, нашел бы свое место или нет».
Любовь Николаевна уже пять лет возглавляет предприятие, где получают специальности инвалиды – и совсем юные, пытающиеся отвоевать свое место под солнцем, и такие, как Виктор Шматок, неожиданно лишившиеся работы. Она не только обучает этих людей профессии, но и постоянно создает для них новые рабочие места. Таким образом, Любовь Сылка – это представитель малого бизнеса, о котором Ирина Хакамада недавно сказала: «Малый бизнес как загибался, так и загибается. И главное препятствие в этом – чиновники».
- Любовь Николаевна, неужели и впрямь чиновничий аппарат не понимает, что без развития малого бизнеса наша экономика еще долго не сможет крепко держаться на ногах?
- Если говорить о нашем бизнесе, то он отдан на откуп китайцам, которым разрешили сапожничать на улицах Владивостока. С 1 января 2003 года краевой думой увеличен единый налог на вмененный доход, в два раза больше мы стали платить за электроэнергию, ставка арендной платы возросла в два с половиной раза, соответственно больше платим за тепло и горячую воду. Для того чтобы создать рабочее место, нужно пройти согласование с представителями электрических сетей, ставки за их услуги возросли в два раза. Получение документов на организацию одного рабочего места обходится теперь в 30 тысяч рублей. Никаких скидок для инвалидов нет. Вот и судите сами, как к нам относятся.
- Среди инвалидов много желающих получить специальность?
- Очень много, особенно среди людей с нарушенной психикой, для которых необходимы особые условия обучения. После учебы с ними должны работать специально подготовленные люди. И глухие, и больные ДЦП тоже хотят работать.
- Кто кроме вашего ООО помогает людям с ограниченными возможностями устроиться в жизни?
- ТОО «Инвалид», в котором работают сто процентов инвалидов, Первомайское общество инвалидов, открывшее мастерскую по ремонту обуви (они хотели бы развиваться, но не хватает средств), краевое общество инвалидов, общество «Благодеяние».
- Какие профессии пользуются наибольшим спросом?
- Глухонемые хотят работать в автосервисе и на компьютерах, обучаться часовому мастерству. Девочки с ограниченными возможностями с удовольствием учатся ремонту одежды, парикмахерским услугам, флористике. Они могут овладеть этими профессиями, было бы где. Мы, например, готовим специалистов по ремонту часов, наладчиков холодильных установок, механиков швейных машин, специалистов по ремонту и пошиву обуви.
- Однако любой человек, пришедший в бизнес, рассчитывает на прибыль. Ваше дело вряд ли можно назвать особо доходным. Или я ошибаюсь?
- Естественно, на большую прибыль рассчитывать не приходится. Первоначальный капитал окупается через годы. Наши три обувные мастерские, открытые в течение пяти лет, только-только заработали в полную силу, и мы начали сводить концы с концами. Проще было, когда существовали льготы и мы могли развиваться. Сейчас проблем стало больше. Но и удовлетворение огромное – приходит беспомощный, порой отчаявшийся человек, получает специальность, начинает зарабатывать деньги и расцветает. Это дорогого стоит.
- Тем не менее ваше общество – не благотворительное, как дальше думаете зарабатывать?
- Недавно сделали проект для организации восьми рабочих мест, будем своими силами строить новую обувную мастерскую. Мечтаем открыть участок по индивидуальному пошиву обуви, предварительно обучив особо одаренных людей. Обязательно откроем четыре точки по ремонту часов. К сожалению, пока не можем найти место для обучения флористов, а желающих получить эту специальность очень много.
Мы пять лет буквально в собственном соку варились, самостоятельно преодолевая все трудности. К счастью, недавно администрация города, в частности управление социальной защиты населения, обратила на нас внимание. Мы им за это очень благодарны и теперь с большей надеждой смотрим в будущее.
Автор: Галина КУШНАРЕВА, Вячеслав ВОЯКИН (фото), «Владивосток»