От парты до кафедры

В Институте автоматики и процессов управления (ИАПУ) ДВО РАН состоялось совместное заседание подкомиссии по науке и образованию межведомственной комиссии по охране здоровья, социальному и духовному развитию населения при полномочном представителе президента в ДВФО и президиума Дальневосточного отделения Российской академии наук. Участники, в том числе заместитель дальневосточного полпреда Юрий Аверьянов, обсудили интеграцию вузовской и академической науки на Дальнем Востоке.

7 май 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1353 от 7 май 2003

В Институте автоматики и процессов управления (ИАПУ) ДВО РАН состоялось совместное заседание подкомиссии по науке и образованию межведомственной комиссии по охране здоровья, социальному и духовному развитию населения при полномочном представителе президента в ДВФО и президиума Дальневосточного отделения Российской академии наук. Участники, в том числе заместитель дальневосточного полпреда Юрий Аверьянов, обсудили интеграцию вузовской и академической науки на Дальнем Востоке.

Как выяснилось, для реализации федеральной целевой программы «Интеграция» на Дальнем Востоке многое сделано - большая часть докторов и треть кандидатов наук, работающих в ДВО РАН, участвуют в подготовке студентов вузов. Создано 25 учебно-научных центров, 13 базовых кафедр и 11 совместных лабораторий. Тем не менее академический потенциал используется далеко не полностью.

По словам ученого секретаря президиума ДВО РАН члена-корреспондента РАН Виктора Лифшица, сегодня интеграция понимается несколько упрощенно: ученый читает лекции в вузе, а студенты проходят практику в академическом институте. Но упор надо делать в первую очередь на то, чтобы заинтересовать самых талантливых ребят научной деятельностью, и начинать нужно даже не со студентов, а со школьников. В качестве примера Виктор Лифшиц привел возглавляемый им базовый физико-технический факультет - совместное детище ДВГУ и ИАПУ. Сюда постоянно ездят на экскурсии школьники из Приморского, Хабаровского краев, Еврейской автономной области.

Как привлечь молодежь в науку, если зарплата сотрудника академии наук низкая и перспективы получить жилье нет? В ответ на этот вопрос участвовавший в заседании руководитель департамента образования и науки краевой администрации Сергей Пикин сказал, что из краевого бюджета решено выделить 70 миллионов рублей на строительство жилья для молодых ученых.

Интеграция – процесс обоюдовыгодный: за счет нее вузы повышают качество образования, а академия наук получает возможность привлекать молодые кадры. В итоге растет научный потенциал региона, способствуя его переориентации с добычи сырья на высокотехнологичное производство. Поэтому на заседании решили поддерживать интеграцию силами не только высшей школы и РАН, но и местных властей. Им рекомендовано учреждать гранты для молодых ученых, участвовать в коммерциализации научных разработок и решении социальных проблем представителей науки.