Маршрут до инфаркта
Как укорачивают жизнь ветеранам и инвалидам водители городских автобусов, пассажиры общественного транспорта наблюдают каждый день. Сколько ненависти выливается на голову бедной старушки, если она, не дай бог, села в автобус без предупреждения, что претендует на льготный проезд. Какая стена из гневных слов выстраивается перед немощным человеком, лишь бы только он не вошел в маршрутку, пусть она даже почти пустая. Чтобы неповадно было? Многим такие безобразные сцены, к тому же повторяющиеся изо дня в день, стоят сердечных приступов, инфарктов и других тяжелых последствий.
Как укорачивают жизнь ветеранам и инвалидам водители городских автобусов, пассажиры общественного транспорта наблюдают каждый день. Сколько ненависти выливается на голову бедной старушки, если она, не дай бог, села в автобус без предупреждения, что претендует на льготный проезд. Какая стена из гневных слов выстраивается перед немощным человеком, лишь бы только он не вошел в маршрутку, пусть она даже почти пустая. Чтобы неповадно было? Многим такие безобразные сцены, к тому же повторяющиеся изо дня в день, стоят сердечных приступов, инфарктов и других тяжелых последствий.
Каждый раз, становясь свидетелем унижения льготников, думаешь о том, в какой же лицемерной стране мы живем. Приняли добрый закон, вроде бы проявили заботу о беззащитных и малообеспеченных людях, а дальше пробивайте свои права сами? У перевозчиков на все один ответ: им из бюджета не возмещают затраты, понесенные при бесплатном провозе пассажиров, а поэтому идите со своими законами куда подальше.
Потоки жалоб от обиженных льготников во все облеченные властью инстанции стали поводом для координационного совещания руководителей правоохранительных органов Приморья, которое провел прокурор края Валерий Василенко. Разговор – жесткий и безапелляционный – касался ситуации во Владивостоке, где она самая тревожная по краю. Приглашенные на совещание журналисты ушам своим не поверили. Во-первых, коммерческие фирмы, взявшие рынок пассажирских автоперевозок в краевом центре в свои руки (из муниципальных предприятий тут работают только ВПОПАТ-1, трамвайно-троллейбусное управление и «Владморпасс»), ни за какими компенсациями в общем-то и не обращаются. Не потому ли, что для этого им придется приоткрыть тайну о реальных своих доходах? Процедура согласования расчетов затрат на перевозку льготников предполагает, что нужно назвать количество совершаемых рейсов, число перевозимых пассажиров. Выходить из тени частники явно не заинтересованы, даже если они платят единый вмененный налог.
Во-вторых, перевозить льготников бесплатно частники должны уже согласно договору, который они заключают с администрацией города. Заместитель главы Владивостока Иван Аброськин конкретно назвал этот пункт – 2.1.9, на основании которого перевозчики берут на себя прямую, предусмотренную федеральным законодательством обязанность перевозить бесплатно все указанные в законе категории граждан независимо от того, будет ли это им компенсировано из бюджета или нет. По закону о пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Приморском крае без такого договора ни одна фирма не имеет права обслуживать пассажиров.
Получается, помимо того, что установленные федеральными законами льготы являются нормами прямого действия и подлежат безусловному исполнению, существует подкрепляющий их механизм. Непонятно только, почему до сих пор он так буксует.
Во Владивостоке ежесуточно выходит на линию 1200 автобусов, микроавтобусов, троллейбусов, трамваев. Пассажиров обслуживают 36 коммерческих фирм, имеющих от 10 до 100 единиц техники. Никто не будет спорить, что хорошо, когда проблем с поездками по городу нет, что открываются все новые маршруты. Но вряд ли кто-то будет спорить и с тем, что дело это довольно выгодное.
- Если бы не так, то не было бы такого количества перевозчиков и не было бы такой конкуренции, - считает прокурор отдела краевой прокуратуры по надзору за исполнением законов в социальной сфере Александр Мусаткин. - Свобода договора - свобода рынка. Это, на наш взгляд, должно быть одним из условий выхода на рынок автоперевозок. Если фирма намерена осуществлять коммерческие перевозки, значит, она обязана перевозить всех льготников. Если же условия договора нарушаются, то он подлежит досрочному расторжению, а предприятие в судебном порядке лишается лицензии. Можно не сомневаться, на его место придут другие.
Подобные санкции применяются, но, похоже, слишком мягко и непоследовательно. На совещании был приведен пример, когда по отношению к одному из коммерческих предприятий транспортной инспекцией девять раз возбуждалось административное производство, однако вопрос о лишении его лицензии так и не был поставлен в судебном порядке. Прозвучали названия пяти-шести фирм, с которыми были расторгнуты договоры на перевозку пассажиров. Но на фоне вопиющего беспредела почти на всех маршрутах этого, видно, слишком мало. Мы уже дошли до того, что льготников из-за отказа оплачивать проезд берут в пленники. Именно так поступил работник ЗАО «Империя», который удерживал пассажира в автобусе. Против него было возбуждено уголовное дело, но производство по нему прекращено в связи с амнистией. В первом квартале нынешнего года из-за поступивших жалоб уволено 13 водителей и кондукторов, около 30 человек привлечено к дисциплинарной ответственности.
Но чтобы повысить ответственность за нарушение федерального законодательства, санкции нужно ужесточать – таково требование прокурора края. Вопрос же компенсаций должен решаться в договорном порядке. Идея с пластиковыми карточками для учета количества проезда льготников, которые пытается внедрить сейчас Владивосток, на взгляд Валерия Василенко, наверное, «хорошая и красивая, но она приведет к новой волне жалоб, к ущемлению прав лиц, имеющих право на бесплатный проезд». Дело в том, что категорий льготников - три десятка, а дотацию, и то частичную, городской бюджет получает только в расчете на ветеранов войны и инвалидов. А те же ветераны труда? Их так и будут выставлять из маршруток в три шеи?
Автор: Надежда БРАЖИНА, «Владивосток»