«Аскольд» силен потенциалом

Впервые в 10-летней истории приватизированного “Аскольда” годовое собрание чуть не сорвалось. После регистрации выяснилось, что количество участвующих в нем акций едва перевалило за критическую отметку в 50 процентов. Да и визуально было больно наблюдать чуть ли не пустующий заводской конференц-зал, в 90-х годах становившийся в таких случаях эпицентром жизни не только аскольдовских акционеров, но и “беспартийных” машиностроителей.

6 май 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1352 от 6 май 2003

Впервые в 10-летней истории приватизированного

“Аскольда” годовое собрание чуть не сорвалось. После регистрации выяснилось, что количество участвующих в нем акций едва перевалило за критическую отметку в 50 процентов. Да и визуально было больно наблюдать чуть ли не пустующий заводской конференц-зал, в 90-х годах становившийся в таких случаях эпицентром жизни не только аскольдовских акционеров, но и “беспартийных” машиностроителей.

Причина пассивности владельцев ценных бумаг известна: еще ни разу на

“Аскольде” не выплачивались дивиденды, не планировались они и на этот раз. Реального участия рядовых акционеров в делах завода не получается: был бы серьезный портфель заказов - тогда бы и головой поработать можно. А так - что толку словесами воздух сотрясать да руками размахивать? И вовсе не случайно, что только в течение последнего года 231 акционер продал за ненадобностью свои ценные бумаги.

Как сообщили в дирекции

“Аскольда,” падение объемов производства за минувший год составило в сопоставимых ценах 23,5 процента. То же произошло и с показателем реализации. Ухудшилась ситуация с себестоимостью продукции, на каждый рубль произведенного товара пришлось затратить на 14 копеек больше. Главная причина тяжелой финансовой обстановки для этого судостроительного предприятия - спад в отечественном судостроении и судоремонте. То, что есть на верфях и в ДОКах России, мизер для предприятия, все еще обладающего самым крупным в Приморье парком высокопроизводительного металлообрабатывающего оборудования. По большому счету все попытки занять нишу на внутреннем рынке с другой продукцией к успеху не привели. Пришлось уволить не по собственному желанию более 200 работников - чтобы оставшимся повысить заработную плату, выполнить ряд важных социальных мероприятий, определенных колдоговором.

Даже при удачной маркетинговой ситуации аскольдовцам не удалось в полной мере

“раскрутить” свое уникальное производство сельхозмашин. К примеру, на начало года на складе готовой продукции стояло разных машин на 7 млн. рублей. Даже сейчас, когда повсеместно в крае начался очередной полевой сезон, их там все еще находится более чем на 6 млн. рублей. Они востребованы не только приморскими, но и всеми дальневосточными аграриями - только вот неплатежеспособен крестьянин наш, даже по лизингу не всякий желающий способен их выкупить. Сдают свои позиции в партнерстве энергетики, угольщики, нефтяники.

Необходимы другие проекты. И они есть. В частности, речь идет о сотрудничестве завода с Институтом проблем морских технологий ДВО РАН, предложившим аскольдовцам изготовлять автономные необитаемые подводные аппараты для гидрографических работ. Сегодня они уже имеются в опытных образцах - науке нужно серийное производство. Рассматриваются и другие инновационные проекты, которые могут не только реанимировать экономику предприятия, но и поднять его на новый технологический уровень. Да, потенциально в машиностроении

“Аскольд” остается фирмой перспективной. И это прекрасно понимают некоторые инвесторы. Не случайно за последний год резко расширился круг акционеров - юридических лиц. Теперь они в совокупности владеют столь крупным пакетом акций, что могут принимать в своих интересах определенные решения. Так, ООО “Инвестиционная компания “Финансовый маркетинг” в обмен на вложения средств получила солидный пакет акций, принадлежавших двум зависимым предприятиям “Аскольда”.

И на собрании крупным акционерам удалось взять большинство в совете директоров

“Аскольда”, который теперь возглавляет руководитель ООО “ИСТ - ФОГ” Геннадий Михайлович Зуев. Станислав Шаторный остался в совете директоров и сохранил за собой пост генерального директора.

Новые акционеры завода уже начали вкладывать деньги в производство. И реально участвовать в управлении им, в том числе занимаясь перспективными вопросами. Возможно, морская тематика предприятия будет сохранена.

Автор: Виктор ДЕБЕЛОВ, «Владивосток»