Конкуренции не боимся
К 65-летию, которое Владивостокский морской рыбный порт отметит нынешним летом, он уверенно встал на ноги. В свое время не удалось избежать тяжелого, стремительного падения, более чем вдвое сократился коллектив, резко уменьшился грузооборот. Но вот уже пятый год, как предприятие идет по пути стабилизации и неуклонного наращивания оборотов.
К 65-летию, которое Владивостокский морской рыбный порт отметит нынешним летом, он уверенно встал на ноги. В свое время не удалось избежать тяжелого, стремительного падения, более чем вдвое сократился коллектив, резко уменьшился грузооборот. Но вот уже пятый год, как предприятие идет по пути стабилизации и неуклонного наращивания оборотов.
Отрадный и весьма показательный факт – заработная плата по итогам прошлого года возросла на 40 процентов, за первый квартал нынешнего – еще на треть. Теперь средний заработок докеров приблизился к 13 тысячам рублей, а в целом по предприятию зарплата превысила 8 тысяч.
- Ясно, что оплата труда не может расти просто так, приведенный пример подтверждает увеличение грузооборота предприятия? – поинтересовались мы у первого заместителя генерального директора порта Николая Филиппова.
- Это на самом деле так. Прошлый год мы отработали удачно по всем показателям, рост из месяца в месяц продолжается и в этом году. Поэтому у нас есть основания ставить перед собой новые рубежи. Если за 2002 год порт переработал 795,6 тысячи тонн грузов, то сейчас стоит задача увеличить это число до 808 тысяч. Итоги первого квартала, за который грузооборот вырос на 22 процента, показывают, что наши прогнозы – не утопия. А план четырех месяцев по общему грузообороту мы выполнили уже 13 апреля, по перевалке рыбопродукции – 8 апреля. Другими словами, идем с хорошим заделом.
- Все наслышаны о том, что проблемы с выделением квот приморским рыбодобывающим предприятиям больно ударили, в частности, по портам. Вас это коснулось?
- Эти проблемы не могли обойти наш порт стороной. К тому же объемы по переработке рыбопродукции давно не те, что были раньше, она теперь составляет лишь треть всех наших грузов. Но было бы глупо сидеть сложа руки в ожидании судов с полными трюмами. В прошлом году мы провели большое совещание с менеджерами порта, руководителями различных структурных подразделений по привлечению дополнительных грузов. На это были направлены самые серьезные усилия маркетинговых, коммерческих, грузовых служб. Сейчас я уже могу сказать, что результаты налицо. Через порт проходят очень большие объемы продуктов питания. Только в настоящее время в наших хранилищах около 15 тысяч тонн риса, 500 тонн сахара, бананы, цитрусовые, другие фрукты, для хранения которых созданы хорошие условия. Импортное продовольствие ввозится в основном из стран Юго-Восточной Азии. На экспорт отправляем лес, металл, прорабатываются вопросы по вывозу минеральных удобрений, заключен контракт по экспорту металлозаготовок. Немалую долю в импорте занимают легковые автомашины, автобусы, тяжелая техника, к примеру, бульдозеры. Начала работать линия с Вьетнамом, только в этом году мы разгрузили три судна с вьетнамским рисом. Хорошие перспективы - по контейнерному терминалу, уже сейчас в месяц принимаем до 400 контейнеров.
- При такой переориентации не окажется ли рыба на заднем плане?
- В последние годы объемы по переработке рыбы стабилизировались – это около 300 тысяч тонн. Но порт даже после значительного сокращения коллектива способен перерабатывать рыбопродукции до 600-700 тысяч тонн без всякого ущерба для перевалки непрофильных для нас грузов. Мощности предприятия это позволяют. К тому же не стоим на месте в плане переоснащения производства. Изменились ГОСТы, теперь рыба поставляется в самых разных упаковках, поэтому и технологию погрузочно-разгрузочных работ, складирования приходится перестраивать. В прошлом году приобрели 20 электропогрузчиков с высокой рамой, закупили другую новую технику. Кроме всего прочего все это дало еще один результат - заметно увеличилась вместимость холодильников.
- Понятно, что чем более высокого уровня достигает техническая оснащенность производства, тем меньше людей требуется для проведения работ. Коллектив порта продолжает сокращаться?
- Нет, мы, наоборот, уже стали создавать новые рабочие места. Грузооборот растет достаточно быстро, и рабочих зачастую не хватает. За короткий срок приняли около 70 человек. Но продолжает сказываться дефицит крановщиков. Сами обучили этой специальности 25 человек, и теперь они работают у нас на причалах.
Однако понятно, что нельзя идти вперед без повышения производительности труда. Совершенствование организации погрузочно-разгрузочных работ и в целом улучшение организации труда дают свои результаты. Если в первом квартале прошлого года на одного портовика приходилось 11,5 тонны обработанных грузов, то в первом квартале нынешнего года – уже 19 тонн. То есть производительность труда выросла у нас почти в два раза.
- На Дальнем Востоке между портами существует острая конкуренция за то, чтобы развернуть грузопоток на себя. Сложно работать в таких условиях?
- Конкуренция заставляет искать новые формы работы, делать все для удобства клиентов, предоставлять им самые качественные и оперативные услуги. Надо признать, что особенно острая конкуренция - за рыбопродукцию. Даже рядом с портом находятся холодильники других предприятий и фирм, которые тоже всячески стремятся заманить клиентов. Поэтому мы ни в коем случае не должны уступать в качестве услуг. К тому же изменилась сама схема транспортного конвейера. Рыба продается и перепродается, еще даже не выловленная. В этой цепочке надо иметь свое надежное место, чтобы клиент в любой момент мог рассчитывать на услуги порта. Конкуренция на самом деле достаточно острая. В таких условиях успех сопутствует только тому предприятию, которое высоко держит марку. Владивостокский рыбный порт – из их числа.
Автор: Отдел специальных проектов "В"