Куда летят корейские ракеты
Сегодня вооруженные силы КНДР отмечают свою 71-ю годовщину. Одним из самых серьезных видов оружия Корейской народной армии являются ракеты, способные доставлять мощные заряды на тысячи километров. Как говорится в заявлении КНДР, переданном в редакцию по случаю праздника, теперь «нет предела для удара ее народной армии и нет на планете места, где можно было бы укрыться от него». Хронологию развития ракетных технологий в Северной Корее можно проследить по открытым источникам.
Сегодня вооруженные силы КНДР отмечают свою 71-ю годовщину. Одним из самых серьезных видов оружия Корейской народной армии являются ракеты, способные доставлять мощные заряды на тысячи километров.
Как говорится в заявлении КНДР, переданном в редакцию по случаю праздника, теперь «нет предела для удара ее народной армии и нет на планете места, где можно было бы укрыться от него». Хронологию развития ракетных технологий в Северной Корее можно проследить по открытым источникам.
Материалы российской и зарубежной печати указывают, что начало работ в этой области относится к периоду шестидесятых годов ХХ века, когда стала очевидной недостаточность имеющейся у КНДР бомбардировочной авиации. В случае войны с Югом самолеты Северной Кореи не имели шансов прорваться к целям в глубине обороны южан.
Помощи от СССР ждать не приходилось, так как Москва не хотела излишне вооружать уже тогда непредсказуемого соседа. В 1965 году СССР поставил в КНДР только зенитные ракеты, а именно восемь пусковых установок ракет «Луна-2». Однако дальность этого оружия была ограничена, хотя и достаточна для обстрела находившегося в 50 километрах от границы Сеула.
Для развития своего ракетного потенциала Северная Корея пошла двумя путями. В 1975 году Ким Ир Сен во время личных переговоров с Мао Цзэдуном сумел получить согласие на поставку баллистических ракет дальностью 600 километров из Китая. После этого Китай, у которого такого оружия в тот момент не было, начал его разработку. Одновременно северокорейские инженеры стали предпринимать попытки создать собственную ракетную систему.
В 1978 году, однако, Китай отказался помогать КНДР в области ракетных технологий, и корейцам пришлось рассчитывать только на свои силы. За основу была взята ракета «Луна-М», поступившая на вооружение Советской армии в 1964 году и попавшая в КНДР окольными путями. После неудачной попытки купить это оружие у СССР напрямую Северная Корея приобрела несколько пусковых установок и несколько десятков ракет у Египта, куда ранее осуществлялись советские поставки.
«Луна-М» могла доставить заряд весом до 450 килограммов на расстояние до 70 километров, в то время как «Луна-2» могла лететь только 55 километров. «Луна-М» была скопирована и запущена в серийное производство в начале 1980-х годов.
В 1980 году КНДР купила у Египта более серьезную советскую ракету Р-17, работающую на жидком топливе. На Западе она известна как SCUD-B. Эта ракета обладает дальностью в 300 километров и в состоянии доставить до цели боеголовку весом до 1000 килограммов. Завершив копирование и испытания этой системы в 1984 году, северные корейцы могли поражать цели на большей части территории Южной Кореи. Ракета получила название «Хвасон-5».
Именно тогда КНДР стала именовать себя «ракетной державой». Тогда же и наступил момент, когда эта страна стала использовать ракеты не только как военный козырь, но и как средство пополнения государственной казны за счет продаж другим государствам, не обладающим подобными технологиями. Первыми покупателями считаются иранцы, которые закупили партию ракет «Хвасон-5» в 1987 году и широко применяли их во время войны с Ираком. Кроме этого «Хвасон-5» были проданы в ОАЭ, Сирию, Вьетнам и Ливию.
Для того чтобы повысить точность ракеты, северокорейские спецслужбы попытались добыть необходимые технологии за границей, используя завербованных иностранных агентов. Так, в 1984 году ФБР задержало в Нью-Йорке иранского бизнесмена, который попытался поставить в КНДР части для системы наведения. В 1987 году советская контрразведка выявила слушателя военной академии имени Фрунзе, который пытался скопировать материалы, касающиеся ракетных технологий.
Так или иначе, а к 1990 году ракета была серьезно модернизирована, и появилась модель «Хвасон-6». Новая ракета имела меньший вес боевой части - 700 килограммов, но дальность ее полета выросла до 500 километров, позволяя поражать цели на всей территории Южной Кореи.
Далее руководство решило перейти к созданию ракет еще большей дальности для доставки более мощных обычных зарядов или ядерного оружия, разработка которого началась в КНДР с середины 1980-х годов. Первой северокорейской ракетной системой, которая могла поражать цели за пределами Корейского полуострова, стала «Нодон-1». Ее первые успешные пуски прошли в 1993 году. Обладая дальностью до 1500 километров и весом боевой части до 1200 килограммов, «Нодон-1» может нанести удар по Токио, Пекину, Тайбэю и Хабаровску. Главные потенциальные цели – американские военные базы в Японии. Технологию производства таких ракет купил Пакистан, который теперь может использовать их в качестве носителей ядерного оружия в случае войны с Индией. Постоянными покупателями «Нодон-1» являются Сирия, Ливия и Египет.
В середине 1990-х годов началась работа над многоступенчатыми межконтинентальными ракетами, которую не остановил даже массовый голод в 1995-1999 годах. Результатом труда северокорейских инженеров стали ракеты «Тэпходон-1» и «Тэпходон-2» с дальностью полета в 2500 и 7000 километров соответственно. Эти технологии примерно соответствуют советскому или американскому уровню 1960-х годов и позволяют нанести удар по большей части земли, в том числе и по территории США.
«Тэпходон-2» также послужил основой для первой корейской космической ракеты, запущенной в 1998 году для вывода на орбиту спутника. Корейцы утверждают, что спутник приступил к выполнению своей задачи – трансляции революционных песен о Ким Чен Ире, однако, по американским данным, спутник не вышел на орбиту и упал в Тихий океан.
Все же запуск космической ракеты явился демонстрацией прогресса КНДР в области ракетных технологий. Этот прогресс стал одним из поводов для ведущейся сейчас разработки американской системы противоракетной обороны.
В свою очередь, КНДР гордится своей заявленной способностью настичь противника ракетным ударом. «Это нельзя считать бахвальством или блефом, поскольку КНДР, запустив спутник, фактически показала, что она имеет потенциал и возможность для такого удара», - говорится в заявлении по случаю годовщины создания народной армии.
Автор: Отдел оперативной информации «В»