Морские ворота

Морской торговый порт Владивостока – крупнейшее и старейшее предприятие края – не просто выполняет свою производственную задачу и вносит солидный вклад в экономику Приморья, он живет полнокровной жизнью и оказывает очень весомое влияние на жизнь города. В коллективе прекрасно отдают себе отчет в том, что ограничивать свою миссию лишь производственными задачами, - это вчерашний подход. Предприятие просто обязано влиять – положительно – на социальную среду, способствовать тому, чтобы она оздоравливалась и развивалась, помогать родному городу идти вперед.

22 апр. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1345 от 22 апр. 2003

Морской торговый порт Владивостока – крупнейшее и старейшее предприятие края – не просто выполняет свою производственную задачу и вносит солидный вклад в экономику Приморья, он живет полнокровной жизнью и оказывает очень весомое влияние на жизнь города. В коллективе прекрасно отдают себе отчет в том, что ограничивать свою миссию лишь производственными задачами, - это вчерашний подход. Предприятие просто обязано влиять –  положительно – на социальную среду, способствовать тому, чтобы она оздоравливалась и развивалась, помогать родному городу идти вперед.

- Называя Владивосток портовым городом, чаще все имели в виду отнюдь не лестную подоплеку, - вспоминает советские времена президент ОАО «ВМТП» Михаил Робканов. – Да и слово «портовик» все больше звучало в отрицательном контексте, потому что портовики хронически не справлялись с разгрузкой вагонов, и многих загоняли сюда на субботники. Имидж у докеров был не из высоких, и стоит ли удивляться, что текучесть кадров била все рекорды. За год люди обновлялись практически полностью, и их снова надо было обучать. Работали здесь и условно осужденные, и оргнабор был. С тех пор все изменилось: начиная с технологии работ, заканчивая репутацией нашего коллектива. Теперь работать в порту стало престижно, и что такое текучка, давно забыто. Когда человек говорит, что работает в порту, то все понимают, что он не бедствует и ему в общем-то повезло. Средняя зарплата у докеров – 14 с половиной тысяч рублей. Согласитесь, что по меркам города и края это хорошо. В России, правда, есть порты, которые могут себе позволить платить больше, но в основном это те, что живут за счет нефтяной «трубы».

- В глазах горожан имидж порта определяет прежде всего его экономическая стабильность. Она упрочилась с прошлого года, когда одним из хозяев предприятия стал Магнитогорский металлургический комбинат?

- Финансово мы чувствуем себя уверенно. В прошлом году переработали более 6 миллионов тонн грузов – это рекорд. Хозяев у порта теперь три: государство, Магнитогорский металлургический комбинат и сам коллектив. За последним стоят 63 предприятия порта, которые объединились в ассоциацию. Наши предприятия скупили достаточно большой пакет акций порта, поэтому у нас есть возможность проводить свою линию при принятии решений. Что касается Магнитогорского металлургического комбината, то в его лице мы получили не просто хозяина, а мощнейшего грузоотправителя. Например, только в марте переработали более 220 тысяч тонн металла с южного Урала, а в целом их объем увеличился в два раза. Комбинат – крупнейшее в России предприятие, выпускающее более 9 миллионов тонн металла в год, он быстро развивается, серьезно занимается экологией. У магнитогорцев есть чему поучиться, в том числе - современному менеджменту. И мы действительно учимся друг у друга, помогаем друг другу, встречаемся, думаем, как лучше сделать для предприятий. 
- Среди докеров морского торгового порта треть – с высшим образованием. Уже один этот пример подтверждает высокий интеллектуальный потенциал коллектива.

- У нас работают специалисты высочайшего уровня, чем я, конечно, горжусь. Большая заслуга в этом самого порта. Сегодня мы немалые деньги тратим на обучение своих сотрудников. Посмотрите, какой у нас современный учебно-курсовой комбинат. Никто не скажет, что содержим мы его по остаточному принципу. Он оснащен новейшим оборудованием, здесь сделан евроремонт.  По 500 человек в год отправляем на учебу в российские порты, по 50 – в зарубежные для того, чтобы перенять самый лучший международный опыт. Недавно разработан план стратегического развития предприятия, включающий разные аспекты его деятельности, в том числе – развитие коллектива. Это очень важное направление, ведь коллектив – душа предприятия. Радует, что отношение людей к работе сильно изменилось.

- Не потому ли, что по отношению к себе они чувствуют неподдельную заботу? Дело не только в стабильной и высокой зарплате. Пока мало где еще можно увидеть такие условия для всех работников, а не только для управления.

- Мы добрались уже практически до всех структурных подразделений порта, оснастив их всем необходимым. Работа у многих в порту остается тяжелой, поэтому отдых, который выпадает, должен быть полноценным. Везде есть обязательно кухоньки с холодильником, микроволновой печью, очистителями для воды, телевизором, современной мебелью. Можно поесть, конечно, и в столовой, но многие предпочитают принести с собой что-нибудь из дома. Пожалуйста, обедайте.

Сегодня мы заканчиваем создание современных, хорошо оснащенных рабочих мест со сплошной компьютеризацией. В сети работают около 800 компьютеров.

- Настала пора выйти за ворота порта? Имею в виду прежде всего вашу подшефную школу, где оборудован современный компьютерный класс и тоже проводится евроремонт.

- Школу № 6 «ВМТП» курирует лет 60, но раньше ее все латали, подмазывали, приводили в порядок к 1 сентября. Теперь приняли решение полностью обновить. В прошлом году на это ушло 180 тысяч долларов, в нынешнем потратим еще 250. Уже оборудованы офис для руководителей школы, учительская, открываем компьютерный класс, какому могут позавидовать даже «продвинутые» вузы. А туалеты в школе теперь ничуть не хуже, чем у нас в управлении. За четыре года мы должны привести в порядок все кабинеты, коридоры, поменять окна, двери, полы, везде поставить новое оборудование и мебель. К сожалению, всех обогреть мы не можем, а вот одну школу сделать лучшей на Дальнем Востоке нам по силам. Однако не надо думать, что дело ограничится только внешним лоском. Перед педагогическим коллективом тоже поставлены серьезные задачи. Выпускник шестой школы должен выходить оттуда с хорошим знанием иностранного языка (должен знать его в совершенстве!), безукоризненно разбираться в информационных технологиях, и третье – он должен быть подготовлен к жизни в рыночных условиях.

- В вашем микрорайоне есть еще один объект, который взял на себя порт, – это церковь.

- Церковь Казанской Божьей Матери открыта в бывшем кинотеатре «Вымпел». Здесь когда-то располагалось кладбище, и церковь тоже была. В прошлом году мы отделали здание снаружи, поставили купол, в этом продолжаем наружные работы, благоустройство территории, построим колокольню. После того, как в церкви начались богослужения, здешний приход начал увеличиваться.

За воротами порта много других объектов, которые мы всячески обихаживаем и поддерживаем. Есть спортивный комплекс и бассейн, пионерский лагерь и дом отдыха на Седанке, наша котельная отапливает часть города, открыта цифровая телефонная станция. В прошлом году при проведении форума АТЭС более миллиона долларов потрачено на приведение в порядок площади морского вокзала и самого вокзала, который по сути дела является визитной карточкой нашего прибрежного края. Это только некоторые примеры, подтверждающие, что мы живем с Владивостоком одной жизнью, искренне болеем за него и берем на себя все, что нам по силам.   

Сразу четыре представителя руководящего звена ОАО «ВМТП» включены в число лучших менеджеров России в своих номинациях. Уже в который раз  в составе победителей конкурса президент акционерного общества Михаил Робканов.

Кроме него, как рассказал «В» вице-президент компании Вячеслав Перцев, на сей раз Российская ассоциация менеджеров высоко отметила работу коммерческого директора порта Виталия Фомичева, вице-президента – директора по персоналу Александра Полового, директора по информационным технологиям Вячеслава Екимцова.

Порт – важнейший стратегический объект, что раньше прежде всего имели в виду, когда выбирали место для такого строительства. Точно так же его выбирали для Владивостокского морского торгового порта, которому в этом году исполнится 106 лет. Расчет был такой, чтобы ни один артиллерийский снаряд не мог достать до причалов порта. В бухте Золотой Рог были построены специальные заградительные учреждения, которые не позволяли вражеским крейсерам подойти ближе и обстрелять порт.

На счастье, Владивостокский порт никогда не воевал, хоть и находился под прицелом противника, желающего его уничтожить. При этом в Великую Отечественную войну он выполнил серьезную задачу: 80 процентов грузов по ленд-лизу прошло через Владивосток.

В нынешнем году на предприятии серьезно занялись модернизацией технических средств обеспечения безопасности порта. Для этого используются кабельное телевидение, система компьютерного обеспечения проходных и другие современные методы.

Автор: Отдел специальных проектов "В"