Открытая дверь «Пограничный – Суйфэньхэ»
В начале мая нынешнего года в Сосновой Пади, что под Пограничным, на самой границе с КНР совместными усилиями России и Китая должно начаться строительство торгового приграничного комплекса «Пограничный - Суйфэньхэ». Администрация Приморского края полагает, что реализация проекта позволит приморским бизнесменам завязать более тесные и принципиально иные экономические отношения с китайскими коллегами. А население края наконец-то увидит продукцию Поднебесной, отвечающую всем мировым стандартам.
В начале мая нынешнего года в Сосновой Пади, что под Пограничным, на самой границе с КНР совместными усилиями России и Китая должно начаться строительство торгового приграничного комплекса «Пограничный - Суйфэньхэ». Администрация Приморского края полагает, что реализация проекта позволит приморским бизнесменам завязать более тесные и принципиально иные экономические отношения с китайскими коллегами. А население края наконец-то увидит продукцию Поднебесной, отвечающую всем мировым стандартам.
ДЕСЯТЬ ЛЕТ СОМНЕНИЙ
Переговоры о создании подобного комплекса были инициированы еще в начале 90-х годов. Но тогда перейти к осуществлению проекта так и не удалось: интересы обеих стран сводились только к решению политико-территориальных проблем. Однако в последние годы российско-китайские взаимоотношения вышли на совершенно другой качественный уровень.
Вопрос о приграничных комплексах дважды обсуждался на встречах правительств дружественных стран. Сначала 17 февраля 1998 года, а потом и 2 июля 1999 года были достигнуты межправительственные соглашения о создании торгово-экономических центров в трех пограничных районах. Первое соглашение касалось только Маньчжурии и Забайкальска. Но потом такая практика была распространена еще на два пункта: Благовещенск – Хэйхэ (в районе Амурской области) и Пограничный – Суйфэньхэ. Окончательный же договор о строительстве комплекса был заключен на проходившем в сентябре форуме АТЭС.
В КИТАЕ БЕЗ ВИЗЫ
Построить торгово-экономический центр краевая администрация намерена за шесть лет в три очереди. Первая начнется уже скоро и рассчитана на три года. За это время предполагается освоить около 70 гектаров площади. Стоимость проекта, по расчетам разработчиков, оценивается в 60 миллионов долларов США. Большую часть предоставит частный капитал. Поэтому ввод в эксплуатацию комплекса будет зависеть от своевременных поступлений инвестиций.
Торговый комплекс будет располагаться по обеим сторонам от границы. То есть одна его часть выстроится на российской территории, а другая – на китайской. Свободный проход между ними обеспечит коридор. Все сооружение будет огорожено специальным инженерным оборудованием, которое, по расчетам разработчиков, предостережет посетителей от свободного хождения за пределами экономической зоны. Такие требования сами себе предъявили участники смыкающихся границ. Кроме того, внутри и снаружи будут налажены соответствующие системы пограничного и таможенного контроля.
Таким образом, после завершения всех строительных работ комплекс будет представлять собой некий торговый “анклав”, в котором правила игры финансово-хозяйственной деятельности могут отличаться от принятых повсеместно норм. Во всяком случае в краевой администрации не исключают такой возможности. Но все-таки базовый принцип останется неизменным. Российский коммерсант попадает в эту зону, проходит через коридор на китайский участок. Приобретает там или продает какой-либо товар, но по китайским законам. После чего возвращается обратно. Если же этого будет мало, то можно открыть торговую точку или магазин.
Как нам рассказал заместитель председателя комитета международного сотрудничества и внешнеэкономической деятельности Приморского края Александр Черноусов, введение в эксплуатацию комплекса позволит российским гражданам иметь более открытый доступ к китайским ресурсам. Другими словами, чтобы пройти на территорию Китайской республики, бизнесменам необязательно оформлять визу, входить в торговую или туристическую группы. Достаточно будет иметь при себе только загранпаспорт. Кроме того, к числу дополнительных преимуществ будет относиться возможность для российских граждан попасть в комплекс на личном автомобиле.
ЧТО НАМ ЭТО ДАСТ?
Конечно, содействовать укреплению контактов приморского малого бизнеса с зарубежным по упрощенным приграничным схемам задача немаловажная. Однако существуют и другие, которые вплотную коснутся населения. Например, создание в районах рабочих мест и увеличение объемов поступления на краевой рынок высококачественной продукции.
Во-первых. Обслуживанием комплекса будут заниматься две тысячи человек, включая таможенников и пограничников. Для Пограничного района это очень важно, так как часть тамошнего безработного населения сможет трудоустроиться. Кстати, жители других районов тоже могут попытаться найти здесь работу. Во-вторых. Ожидается, что торговый центр позволит получить приморцам доступ к ходовым товарам, экспортоориентированным на США и Европу (продукция бытового назначения, легкая промышленность, обувь, возможно, электроника и др.), то есть тем товарам, которые по своему качеству не уступают западным аналогам. В-третьих. Внутри комплекса предполагается построить четыре мини-завода по производству какой-либо продукции. Какой именно, пока, правда, не решили. Но вполне возможно, что ими станут переработка леса и производство биологических добавок для сельскохозяйственных нужд. Это еще дополнительные рабочие места и, конечно, увеличение товарооборота. Можно надяться, что поступления в краевой бюджет от дополнительных налоговых и таможенных платежей возрастут.
Тем не менее сколько бы плюсов ни нашлось в новом проекте, всегда всплывает альтернатива. Ну, например, как поведут себя челноки? Хотя в рамках сотрудничества и создана комиссия, которая будет заниматься челночным вопросом, а в комплексе и вокруг него будут всюду сновать таможенники и пограничники, это все равно может и не дать никакого результата в пресечении контрабанды. Как правило, все предпринимаемые контрольными службами меры на шаг отстают от “челночных” изысков.
Если рассматривать общую составляющую комплекса, то создание экономических ворот в Китайскую Народную Республику в принципе привнесет благоприятные условия для проникновения предприятий и товаров одной страны на рынок другой. Так что перспектива развития сотрудничества налицо. Главное, чтобы между двумя странами было взаимопонимание в решении торгово-экономических задач, тогда как отсутствие такового может свести все усилия по реализации проекта на нет.
К тому же, если деятельность комплекса получит положительный отклик, то не исключено, что подобные проекты появятся и в других районах края. Например, в Хасанском районе. Китай уже не раз обращался к краевой администрации с предложением создать там такой же центр. Кроме того, интерес к проекту проявляют Япония, Тайвань и Южная Корея.
НЕ ТАК ВСЕ ПРОСТО
Недавно в Сосновой Пади побывал губернатор Приморского края Сергей Дарькин и на месте ознакомился с ходом подготовки к строительству безвизового комплекса. Оказалось, что препонов еще предостаточно как с нашей стороны, так и с китайской.
Сначала проблемы возникли с выделением земли. Правительство РФ постоянно откладывало этот вопрос. Но сейчас все утрясено, и в январе сего года оно подписало распоряжение о выделении под строительство 300 гектаров земельного участка.
Есть также еще одна проблема. Дело в том, что данный проект является своего рода «пионерным». Ни Россия, ни Китай до этого не имели подобного опыта. И потому не отработана юридическая база реализации приграничных комплексов. Вариант вложений капитала и организационного устройства, предложенный китайцами, предполагает, что управлять комплексом фактически будут они. С этим приморские власти согласиться, конечно, не могли и подготовили свой вариант межправсоглашения, который сейчас и находится в стадии согласования.
Наши ведомства тоже хотят за счет строительства решить свои проблемы. Например, проектировщики уверены, что для обеспечения работы комплекса достаточно построить ЛЭП протяженностью 20 километров и подстанцию. В целом стоимость всего энергообеспечения составит 65 миллионов рублей. ОАО “Дальэнерго”, видимо, пытаясь развязать свои “узлы”, предлагает более дорогостоящее строительство. И так практически по каждому пункту проекта.
Столица тоже пока не проявила воли. Уже сегодня надо расширять пассажирский терминал в Сосновой Пади и переводить его на 24-часовую работу, а Государственный таможенный комитет не говорит ни да, ни нет. И здесь, подчеркнул директор комплекса Игорь Бельчук, без помощи краевой исполнительной власти никак не обойтись. Сергей Дарькин пообещал употребить все свое влияние и на ОАО “Дальэнерго”, и на столичные ведомства с тем, чтобы строительство наконец-то стартовало.
Впрочем, кое-что уже сделано. Пробурены две скважины – в будущем они будут использованы для обеспечения водой комплекса. Определены пути стоков отходов, а также способы зарегулирования русла трех речек, оказавшихся на территории строительства.
Игорь Бельчук заверил губернатора, что если не возникнет дополнительных препон, то уже через три года будет сдан первый пусковой комплекс. В него войдут восьмиэтажная гостиница, торговый комплекс, казино, трехэтажная парковка для автомобилей.
Автор: Андрей САКУН, специально для «В», Евгений ИЗЪЮРОВ, «Владивосток»