Гептахлоровый помидор

…Нет, с виду вполне нормальные яблоки, помидоры, огурцы… Сочно окрашенные, привлекательные, круглогодичные. Дешевые. Но – китайские. Напичканные пестицидами.

22 апр. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1345 от 22 апр. 2003

Нет, с виду вполне нормальные яблоки, помидоры, огурцы… Сочно окрашенные, привлекательные, круглогодичные. Дешевые. Но – китайские. Напичканные пестицидами.

Импорт плодово-овощной продукции из Поднебесной в Приморье продолжает расти. Однако на качестве товара это сказывается с точностью до наоборот. Особенно усердствуют наши соседи в применении пестицидов

– препаратов, используемых для борьбы с сорняками, вредителями и болезнями растений, а также для регулирования их роста. Собственно, в самом факте применения никакого преступления нет. Но существует принципиальное требование: между обработкой сельхозкультур и сбором плодов должно пройти определенное время. Большинство китайских фермеров, снимающих по два-три урожая в год, этим пренебрегают (или вообще опрыскивают растения запрещенными препаратами), в результате чего пестициды накапливаются в теле растения, а затем и человека, регулярно отоваривающегося на китайском рынке. Незаметно, но верно ваше здоровье подтачивает каждый такой фрукт или овощ. Страдает нервная система, снижается иммунитет, развиваются заболевания органов пищеварения. Некоторые ученые поговаривают даже о повышенном риске возникновения рака.

Негативную тенденцию подтверждают следующие цифры: число случаев превышения максимально допустимых уровней содержания пестицидов в продуктах растительного происхождения, ввозимых из КНР, в 2002 г. увеличилось в восемь с половиной раз по сравнению с годом 2000! И это несмотря на

“двойной заслон”: проверки на границе и в местах реализации фруктов и овощей. Что же предпринимается для защиты потребителей от “скрытой угрозы” китайского происхождения?

Как объяснила

“В” заведующая отделением экспертизы импортируемой продукции центра Госсанэпиднадзора в Приморском крае Ольга Афонина, опытные образцы сельхозпродукции тестируются в лабораториях еще до официального завоза их на территорию края. Если претензий нет – выдается санитарно-эпидемиологическое заключение. Следующий этап – пограничный санитарно-карантинный контроль, где проверяется наличие этого самого заключения, маркировки товара, условия его перевозки и соответствие санитарно-гигиеническим требованиям. Отбракованные на этой стадии овощи и фрукты оперативно отправляются на родину. Тем не менее плодово-овощное “оружие массового поражения” попадает-таки на городские прилавки. Поэтому Госсанэпиднадзор регулярно организует плановый контроль, который включает в себя проверку документации и тщательные лабораторные исследования продукции. Но и этого – судя по вышеприведенной статистике – недостаточно.

Улучшить ситуацию призвано январское постановление главного санитарного врача по Приморскому краю Дмитрия Маслова, согласно которому вводится третий тип контроля

– производственный. Дескать, сами предприниматели обязаны с определенной периодичностью испытывать реализуемый товар в лабораторных условиях. Теперь импортерам сельхозпродукции для получения разрешения на ввоз приходится указывать использованные пестициды (для начала им надо выяснить это у производителей…), а пробы для дальнейшего анализа отбираются прямо на границе. Совсем недавно вышло и второе “пестицидное” постановление, упрочившее позиции предыдущего. Плюс был составлен перечень из 18 пестицидов, подлежащих обязательному контролю.

По словам Ольги Николаевны, о результатах этих нововведений говорить пока рано. И все же рискну предположить, что кардинально ситуация не изменится. Проблема номер один кроется в самих китайских партнерах, и проблема эта из той же оперы, что их браконьеры-лягушатники, отравляющие наши речки (в случае с китайским импортом в роли несчастных лягушек выступают сами жители Приморского края), или их торговцы ширпотребом на наших улицах. Проблема эта касается межгосударственных отношений. Китайцы как молчали о своих пестицидах, так и будут молчать. Помочь мог бы договор о торговле на уровне Москва - Пекин, но остальная Россия трудностей Дальнего Востока, видимо, не замечает, а одно Приморье здесь бессильно.

Проблема номер два

– высокая криминализация этой сферы деятельности. Не секрет, что чуть ли не большая часть китайской сельхозпродукции попадает к нам в край, счастливо минуя всякие неприятности с пограничным досмотром, ибо ввозится нелегально.

Так что, господа присяжные потребители, проверки проверками, а торговля торговлей. Лозунг

“Покупай отечественное!” тоже не всегда актуален: хотя за местными производителями намного легче уследить, хотя они значительно аккуратнее с пестицидами – но из-за климатических ограничений их продукция сезонна. Зимой ценовой альтернативе китайскому “овощепотребу” нет, равно как и в любое время года до сих пор нет прочного законодательного и административного барьера на пути низкокачественного импорта из в целом дружественной страны.

Чаще всего китайцы травят нас:

· гексахлорциклогексаном и его изомерами – обнаружены в 22,5 проц. проб
· ДДТ и препаратами на его основе – 15 проц.
· гептахлором – 12,5 проц.
· алдрином – 10 проц.
· кельтаном – 7,5 проц.

Автор: Юрий ГОВОРУШКО, специально для «В»