Они обычные, только ненужные

Все меньше становится тех, кто решается взять чужого ребенка в семью. Препятствием выступает не только тяжелое материальное положение, но и элементарный страх, связанный с множеством мифов, которые окружают сирот. До сих пор воспитанников детских домов воспринимают как некую серую массу в одинаковых одежках, у которых одна дорога – по стопам непутевых родителей.

18 апр. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1344 от 18 апр. 2003

Все меньше становится тех, кто решается взять чужого ребенка в семью. Препятствием выступает не только тяжелое материальное положение, но и элементарный страх, связанный с множеством мифов, которые окружают сирот. До сих пор воспитанников детских домов воспринимают как некую серую массу в одинаковых одежках, у которых одна дорога

– по стопам непутевых родителей.

Опровергнуть или подтвердить убеждения, укоренившиеся среди обывателей, мы попросили главного специалиста департамента образования и науки администрации края Нину САХАРУК.

- Говорят, что у всех воспитанников детдомов задержка психического развития.

- Проблема в том, что в последние годы распространилось такое явление, как социальное сиротство,

– дети, имеющие родителей, с малолетства лишены их заботы и внимания. Ежегодно в России прибавляется более 20 тысяч детей, оставшихся без попечения самых близких людей. Около 30 процентов из них направляются в интернатные учреждения. Психологические исследования и обобщение опыта работы детских домов и школ-интернатов свидетельствуют, что физическое и психическое развитие таких детей отличается от развития их сверстников, растущих в семьях. Может ли быть иначе? У «ненужных» детей беднее эмоциональная сфера, позднее формируются навыки самоконтроля и управления своим поведением. Нельзя не учитывать и того, что у таких детей нередко один или оба родителя больны алкоголизмом, мать занимается проституцией, отец находится в местах лишения свободы. Однако все это отнюдь не свидетельствует о том, что в соответствующих условиях, при соответствующем воспитании эти дети не догонят своих сверстников. Серьезная задержка психического развития обязательно классифицируется медицинскими работниками, такие воспитанники направляются в коррекционные учреждения. Большинство же вполне нормальные ребята, будущее которых может быть таким же успешным, как у домашних детей.

- Говорят, что детдомовцы никогда не поступают в высшие учебные заведения.

- Очень жаль, что у обывателя сложилось такое мнение. Совместно с региональным отделением Детского фонда мы в течение уже трех лет проводим акцию по внеконкурсному зачислению воспитанников детских домов, успешно окончивших среднюю школу, в высшие учебные заведения на факультеты, пользующиеся повышенным спросом, заключили договоры с руководством трех вузов (ДВГУ, ДВГТУ, ВГУЭС) о дальнейшем сотрудничестве в данном направлении. В 2000-2002 годах в вузы поступили 11 воспитанников детских домов, в средние специальные заведения

– 31, в учреждения профобразования – 258. Мы рассчитываем, что в этом году из 220 выпускников в вузы поступят 7 человек, в средние специальные учреждения – 15 и в профтехучилища – 198. Многие дети, находящиеся на государственном обеспечении, хорошо учатся в школе и могли бы получить высшее образование. Беда в том, что им тяжелее, чем ребятам из благополучных семей, выдержать годы обучения в материальном плане. И это несмотря на то, что работает федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В статье 6-й этого закона сказано, что таким ребятам помимо полного государственного обеспечения выплачивается повышенная стипендия, а также 100 процентов заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики. Но, согласитесь, у современной молодежи велико желание иметь престижные вещи, отдыхать в престижных местах. Поэтому «государственный» ребенок чувствует определенную ущербность в таком коллективе. И это одна из причин того, что в вузах не слишком много выпускников детских домов.

- Говорят, что воспитанники детдомов отличаются повышенной агрессивностью.

- Я бы не употребляла такое понятие, как агрессивность. Скорее

– конфликтность во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. Поймите, с самого детства ребенок переживает свою незначимость, не имеет опыта безусловного принятия и любви. Для «ненужных» детей характерно переживание чувства вины за собственное сиротство (я плохой, поэтому меня бросили), переходящее в чувство обиды (они плохие, потому что меня бросили). Сколько времени необходимо для того, чтобы оттаяло детское сердце?

Кроме того, определенная закрытость детских учреждений, выключение из естественного быта широкого круга людей приводит к ограничению контактов и связей с внешним миром. Специфические условия жизни формируют своеобразные черты эмоционального портрета воспитанника: пониженный фон настроения, неадекватные формы реагирования на одобрение или замечание, повышенную склонность к беспокойству и тревожности, чрезмерную импульсивность. В сложных конфликтных ситуациях проявляется неумение владеть своим поведением и настроением. Дети часто оценивают себя на основе высказываний и замечаний в их адрес со стороны воспитателей. Жизнь детдомовца регламентирована взрослыми. Поэтому в самостоятельной жизни, когда строго регламентированный распорядок сменяется полной свободой, подросток теряется,

«отравление свободой» становится сильным эмоциональным стрессом. Недостаточная самостоятельность, зависимость от группы порой толкают их в группы социального риска.

- Говорят, что брать детей из казенных учреждений нельзя потому, что гены родителей все равно сыграют свою роль

– ребенок будет неуправляемым и в конце концов сбежит от усыновителей.

- Ну это уж совсем из области фантастики. Были годы, когда за детьми-сиротами очереди стояли. Но я не помню ни одного случая, чтобы ребенка возвращали или хотя бы приходили с жалобой на его неадекватное поведение. Правда, моя коллега Татьяна Александровна Перминова, начальник отдела охраны прав детства, имеющая большой стаж работы с воспитанниками детских домов, до сих пор вспоминает случай, потрясший ее до глубины души. Ей пришлось отвозить в детский дом усыновленного ребенка, от которого отказались взявшие его люди и который не догадывался, что родители неродные. Он кричал:

«Это неправда! Вы мои родные папа и мама!». Представьте только, что пережил этот малыш. Специалисты тогда были убеждены – ребенок абсолютно нормальный, хорошо развивающийся, добрый, любящий. Проблема была в родителях, которые оказались не готовы к изменениям в семье, которые совершили необдуманный шаг, взяв на себя ответственность за чужую жизнь. Но это вина взрослых людей, а не ребенка. Как правило, дети все же приносят счастье в семью.

НАЙДИ МЕНЯ

В уссурийском Доме ребенка еще много детей, о которых мы не рассказали. Есть и совсем крохи, поступившие буквально на днях.

Катя четырех лет от роду осталась без отца и матери, потому что те лишены родительских прав. Ее долго уговаривали рассказать стишок. Только после того, как пообещали конфетку, она выдала и

«Мишку косолапого», и песенку исполнила. У Катюши есть двухлетний братик Сережа, он немного приболел и в кадр не попал. Воспитатели говорят, что мальчик такой же способный, как сестренка.

Сашок очень общителен, ему уже третий год. Он рано начал ходить, произносит отдельные слоги, заразительно хохочет. Мать бросила малыша в роддоме, не оставив заявления. Пришлось разыскивать ее и брать официальный отказ от ребенка. Теперь его можно усыновлять.

Вова совсем недавно поступил в Дом ребенка, ему около трех лет. Говорят, что он озорной и в то же время стеснительный. Перед камерой сначала закрыл глаза ручками, но потом преодолел стеснение и показал, как умеет ездить на велосипеде.

Сереженька родился всего месяц назад. Со здоровьем у него никаких проблем нет, а вот с мамой-папой не повезло

– лишним он для них оказался. Несмотря на то, что у семьи совсем неплохие жилищные условия, родители решили, что третьего ребенка в материальном плане не потянут. Судьба его теперь в руках чужих людей.

Ирочка доброжелательна и улыбчива. В детском спектакле про курочку-рябу артистично играет бабку. Сейчас готовятся документы на лишение родительских прав ее отца и матери. Поэтому пока малышку можно взять под опеку, а через полгода после оформления документов оформить удочерение.

Телефон отдела правовой защиты интересов детей управления образования Уссурийска

– 2-35-36, департамента образования и науки администрации ПК – 400-400, представительства Всемирной ассоциации детей и родителей – 319-746.

Автор: Галина КУШНАРЕВА, "Владивосток," совместно с представительством Всемирной ассоциации детей и родителей