Они обычные, только ненужные
Все меньше становится тех, кто решается взять чужого ребенка в семью. Препятствием выступает не только тяжелое материальное положение, но и элементарный страх, связанный с множеством мифов, которые окружают сирот. До сих пор воспитанников детских домов воспринимают как некую серую массу в одинаковых одежках, у которых одна дорога – по стопам непутевых родителей.
Все меньше становится тех, кто решается взять чужого ребенка в семью. Препятствием выступает не только тяжелое материальное положение, но и элементарный страх, связанный с множеством мифов, которые окружают сирот. До сих пор воспитанников детских домов воспринимают как некую серую массу в одинаковых одежках, у которых одна дорога
– по стопам непутевых родителей.Опровергнуть или подтвердить убеждения, укоренившиеся среди обывателей, мы попросили главного специалиста департамента образования и науки администрации края Нину САХАРУК.
- Говорят, что у всех воспитанников детдомов задержка психического развития.
- Проблема в том, что в последние годы распространилось такое явление, как социальное сиротство,
– дети, имеющие родителей, с малолетства лишены их заботы и внимания. Ежегодно в России прибавляется более 20 тысяч детей, оставшихся без попечения самых близких людей. Около 30 процентов из них направляются в интернатные учреждения. Психологические исследования и обобщение опыта работы детских домов и школ-интернатов свидетельствуют, что физическое и психическое развитие таких детей отличается от развития их сверстников, растущих в семьях. Может ли быть иначе? У «ненужных» детей беднее эмоциональная сфера, позднее формируются навыки самоконтроля и управления своим поведением. Нельзя не учитывать и того, что у таких детей нередко один или оба родителя больны алкоголизмом, мать занимается проституцией, отец находится в местах лишения свободы. Однако все это отнюдь не свидетельствует о том, что в соответствующих условиях, при соответствующем воспитании эти дети не догонят своих сверстников. Серьезная задержка психического развития обязательно классифицируется медицинскими работниками, такие воспитанники направляются в коррекционные учреждения. Большинство же вполне нормальные ребята, будущее которых может быть таким же успешным, как у домашних детей.- Говорят, что детдомовцы никогда не поступают в высшие учебные заведения.
- Очень жаль, что у обывателя сложилось такое мнение. Совместно с региональным отделением Детского фонда мы в течение уже трех лет проводим акцию по внеконкурсному зачислению воспитанников детских домов, успешно окончивших среднюю школу, в высшие учебные заведения на факультеты, пользующиеся повышенным спросом, заключили договоры с руководством трех вузов (ДВГУ, ДВГТУ, ВГУЭС) о дальнейшем сотрудничестве в данном направлении. В 2000-2002 годах в вузы поступили 11 воспитанников детских домов, в средние специальные заведения
– 31, в учреждения профобразования – 258. Мы рассчитываем, что в этом году из 220 выпускников в вузы поступят 7 человек, в средние специальные учреждения – 15 и в профтехучилища – 198. Многие дети, находящиеся на государственном обеспечении, хорошо учатся в школе и могли бы получить высшее образование. Беда в том, что им тяжелее, чем ребятам из благополучных семей, выдержать годы обучения в материальном плане. И это несмотря на то, что работает федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В статье 6-й этого закона сказано, что таким ребятам помимо полного государственного обеспечения выплачивается повышенная стипендия, а также 100 процентов заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики. Но, согласитесь, у современной молодежи велико желание иметь престижные вещи, отдыхать в престижных местах. Поэтому «государственный» ребенок чувствует определенную ущербность в таком коллективе. И это одна из причин того, что в вузах не слишком много выпускников детских домов.- Говорят, что воспитанники детдомов отличаются повышенной агрессивностью.
- Я бы не употребляла такое понятие, как агрессивность. Скорее
– конфликтность во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. Поймите, с самого детства ребенок переживает свою незначимость, не имеет опыта безусловного принятия и любви. Для «ненужных» детей характерно переживание чувства вины за собственное сиротство (я плохой, поэтому меня бросили), переходящее в чувство обиды (они плохие, потому что меня бросили). Сколько времени необходимо для того, чтобы оттаяло детское сердце?Кроме того, определенная закрытость детских учреждений, выключение из естественного быта широкого круга людей приводит к ограничению контактов и связей с внешним миром. Специфические условия жизни формируют своеобразные черты эмоционального портрета воспитанника: пониженный фон настроения, неадекватные формы реагирования на одобрение или замечание, повышенную склонность к беспокойству и тревожности, чрезмерную импульсивность. В сложных конфликтных ситуациях проявляется неумение владеть своим поведением и настроением. Дети часто оценивают себя на основе высказываний и замечаний в их адрес со стороны воспитателей. Жизнь детдомовца регламентирована взрослыми. Поэтому в самостоятельной жизни, когда строго регламентированный распорядок сменяется полной свободой, подросток теряется,
«отравление свободой» становится сильным эмоциональным стрессом. Недостаточная самостоятельность, зависимость от группы порой толкают их в группы социального риска.- Говорят, что брать детей из казенных учреждений нельзя потому, что гены родителей все равно сыграют свою роль
– ребенок будет неуправляемым и в конце концов сбежит от усыновителей.- Ну это уж совсем из области фантастики. Были годы, когда за детьми-сиротами очереди стояли. Но я не помню ни одного случая, чтобы ребенка возвращали или хотя бы приходили с жалобой на его неадекватное поведение. Правда, моя коллега Татьяна Александровна Перминова, начальник отдела охраны прав детства, имеющая большой стаж работы с воспитанниками детских домов, до сих пор вспоминает случай, потрясший ее до глубины души. Ей пришлось отвозить в детский дом усыновленного ребенка, от которого отказались взявшие его люди и который не догадывался, что родители неродные. Он кричал:
«Это неправда! Вы мои родные папа и мама!». Представьте только, что пережил этот малыш. Специалисты тогда были убеждены – ребенок абсолютно нормальный, хорошо развивающийся, добрый, любящий. Проблема была в родителях, которые оказались не готовы к изменениям в семье, которые совершили необдуманный шаг, взяв на себя ответственность за чужую жизнь. Но это вина взрослых людей, а не ребенка. Как правило, дети все же приносят счастье в семью.НАЙДИ МЕНЯ
В уссурийском Доме ребенка еще много детей, о которых мы не рассказали. Есть и совсем крохи, поступившие буквально на днях.
Катя четырех лет от роду осталась без отца и матери, потому что те лишены родительских прав. Ее долго уговаривали рассказать стишок. Только после того, как пообещали конфетку, она выдала и
«Мишку косолапого», и песенку исполнила. У Катюши есть двухлетний братик Сережа, он немного приболел и в кадр не попал. Воспитатели говорят, что мальчик такой же способный, как сестренка.Сашок очень общителен, ему уже третий год. Он рано начал ходить, произносит отдельные слоги, заразительно хохочет. Мать бросила малыша в роддоме, не оставив заявления. Пришлось разыскивать ее и брать официальный отказ от ребенка. Теперь его можно усыновлять.
Вова совсем недавно поступил в Дом ребенка, ему около трех лет. Говорят, что он озорной и в то же время стеснительный. Перед камерой сначала закрыл глаза ручками, но потом преодолел стеснение и показал, как умеет ездить на велосипеде.
Сереженька родился всего месяц назад. Со здоровьем у него никаких проблем нет, а вот с мамой-папой не повезло
– лишним он для них оказался. Несмотря на то, что у семьи совсем неплохие жилищные условия, родители решили, что третьего ребенка в материальном плане не потянут. Судьба его теперь в руках чужих людей.Ирочка доброжелательна и улыбчива. В детском спектакле про курочку-рябу артистично играет бабку. Сейчас готовятся документы на лишение родительских прав ее отца и матери. Поэтому пока малышку можно взять под опеку, а через полгода после оформления документов оформить удочерение.
Телефон отдела правовой защиты интересов детей управления образования Уссурийска
– 2-35-36, департамента образования и науки администрации ПК – 400-400, представительства Всемирной ассоциации детей и родителей – 319-746.Автор: Галина КУШНАРЕВА, "Владивосток," совместно с представительством Всемирной ассоциации детей и родителей