У Виталия Баневура была сестра-двойняшка
Старшему поколению хорошо известно имя комсомольца Виталия Баневура, геройски погибшего в сентябре 1922 года у села Кондратеновка от рук белогвардейцев. О его судьбе рассказал в своем романе Д. Нагишкин, затем на экраны страны вышел фильм «Сердце Бонивура» (натурные съемки велись во Владивостоке). Казалось бы, мы все уже знаем о жизни и смерти этого легендарного революционера.
Старшему поколению хорошо известно имя комсомольца Виталия Баневура, геройски погибшего в сентябре 1922 года у села Кондратеновка от рук белогвардейцев. О его судьбе рассказал в своем романе Д. Нагишкин, затем на экраны страны вышел фильм «Сердце Бонивура» (натурные съемки велись во Владивостоке). Казалось бы, мы все уже знаем о жизни и смерти этого легендарного революционера.
Но, как показали новые архивные находки, это далеко не так. Нигде почему-то не упоминалось, что у Виталия была сестра Лидия. Мало что сообщалось о его семье, владивостокском периоде жизни.
По воспоминаниям Елена Громоковской, близко знавшей семью Баневуров, мама Виталия и Лидии - Анна Наумовна приехала с детьми во Владивосток из Москвы в августе 1917 года. Первоначально они поселились в санатории доктора-невропатолога Гринберга на 6-й улице 19-й версты, который использовался тогда как комфортабельная гостиница. Затем жили в доме доктора Блюменфельда в той же дачной местности. В 1919 – 1922 гг. снимали квартиру в 2-этажном деревянном особняке на улице Бестужева, 37.
Виталий и Лидия были двойняшками. Они родились в 1902 году в Варшаве в семье преуспевающего коммерсанта Бориса Баневура. Его жена Анна Наумовна, имея специальность врача, занималась домом и детьми. Они с самого рождения были мало похожи друг на друга, а когда выросли – тем более. Виталий – шатен среднего роста, отличался большой активностью в общественной и политической жизни. Лидия – миловидная, голубоглазая, слегка полноватая блондинка, добродушная и мягкая по характеру, была трудолюбивой и способной ученицей, но совершенно не интересовалась политикой и в школьной общественной жизни участия не принимала.
По свидетельству Е. Громоковской: “С детьми у Анны Наумовны были очень хорошие, дружеские отношения: без всякого давления...… Такие же теплые чувства питали Лида и Виталий друг к другу”.
По приезде во Владивосток Виталий учился в мужской гимназии (ныне главный корпус ДВГТУ), Лидия – в женской “коричневой” (ныне школа № 9).
О причинах приезда семьи Баневур во Владивосток Елена Громоковская писала так: “…...летом 1917 года на Дальний Восток из центра России хлынула волна всех тех, кого Февральская революция и назревающая Октябрьская потревожила в их легкой и обеспеченной жизни. Они рассчитывали переждать здесь события, вернуться, если победит власть, которая обеспечит им прежнюю жизнь, или уехать навсегда за границу”.
Лидия Баневур, поступившая в 7-б класс женской гимназии и вскоре ставшая близкой подругой Елены Громоковской, рассказывала, что революционные события в Москве в первые месяцы 1917 года всецело захватили Виталия, он “носился как угорелый из одного района Москвы в другой, бывал на митингах, собраниях, приносил полные карманы брошюр и воззваний и все это буквально глотал…...”. Пятнадцатилетний Виталий всячески противился отъезду из Москвы, но матери удалось настоять на своем решении.
И во Владивостоке остался себе верен. Удовлетворительно окончив седьмой класс гимназии, в восьмом (1918 – 1919 гг.) Виталий уже активно занимался подпольной работой (семья об этом, разумеется, ничего не знала). Это привело к тому, что экзамены за 8-й класс он не сдал и все лето занимался со студентом-репетитором. Окончив гимназию, Виталий решил учебу не продолжать. Как-то в разговоре с Еленой Громоковской он сказал с грустью: “Мама давно примирилась с таким непутевым сыном”.
Лида же, напротив, после 7-го класса выдержала дополнительные испытания по программе 8-го класса мужской гимназии и в 1919 году поступила на экономическое отделение Владивостокского политехнического института.
Анна Наумовна и Лидия Баневур уезжали из Владивостока в 1922 году, в серый туманный июньский день. Они еще не знали, что больше никогда не увидят Виталия - до роковых событий оставалось около трех месяцев. На причал, у которого стоял белоснежный океанский лайнер “Алмерия”, их пришли провожать несколько студентов, друзей Лиды, и дядя Гриша (брат Анны Наумовны) со своей женой Фрусей, которые проживали в то время во Владивостоке. (Как сложилась их дальнейшая судьба – неизвестно.)
Позже, когда Лидия Баневур уже добралась до Варшавы, она сообщила в письме Елене Громоковской, что «скоро поедет учиться в медицинский институт в Германию».
Старинные документы, открывая завесу над одной тайной, ставят новые вопросы. Так, в Государственном архиве Приморского края хранится копия удостоверения от 8 апреля 1918 года, выданного «члену Союза учащихся социал. интеллигенции В. Баневуру на право распространения билетов в городской театр среди рабочих” (Госархив Иркутской области). Но ведь в апреле 18-го В. Баневур оканчивал 7-й класс Владивостокской мужской гимназии...… История жизни и смерти Виталия Баневура еще ждет своего продолжения.
Автор: Нелли МИЗЬ, краевед, специально для «В»