Сергей Сопчук: Не изобретать велосипед, но совершенствовать его
Между Владивостоком и Санкт-Петербургом, между восточной и северной столицами России всегда была тесная связь особого рода, какая бывает у полюсов магнита. И прежде всего это был канал по передаче разного рода «ноу-хау», то есть знаний и технологий. Ленинградскому «Ленгипрогору» мы обязаны планировкой краевого центра и архитектурными решениями времен советской застройки, тогда же установились предельно близкие отношения между приморскими и питерскими оборонщиками, корабелами и преподавателями вузов.
Между Владивостоком и Санкт-Петербургом, между восточной и северной столицами России всегда была тесная связь особого рода, какая бывает у полюсов магнита. И прежде всего это был канал по передаче разного рода «ноу-хау», то есть знаний и технологий. Ленинградскому «Ленгипрогору» мы обязаны планировкой краевого центра и архитектурными решениями времен советской застройки, тогда же установились предельно близкие отношения между приморскими и питерскими оборонщиками, корабелами и преподавателями вузов.
Наступили другие времена, но по-прежнему жива потребность в изучении опыта ленинградцев, неизменно пребывающих в авангарде социально-политических и экономических процессов. На прошлой неделе из поездки в Санкт-Петербург вернулась делегация Законодательного собрания (ЗС) Приморья, в которую вошли председатель ЗС Сергей Сопчук, депутаты Надежда Ашаева и Владимир Супрунов, а также руководитель правового управления ЗС Владимир Соколов. На вопросы корреспондента «В» о целях и результатах рабочей поездки отвечает Сергей СОПЧУК:
- Изучением опыта работы законодателей Санкт-Петербурга и Ленинградской области мы открыли запланированную на этот год программу, в рамках которой депутаты Законодательного собрания Приморского края посетят 5-6 субъектов Федерации за пределами Дальневосточного федерального округа. Дело в том, что мы хорошо знаем своих коллег по региону, знакомы с их нормативными актами, проблемами и решениями проблем: тесный контакт осуществляется благодаря регулярным заседаниям парламентской ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье». Но ограничиваться опытом всего лишь 10 из 89 субъектов РФ было бы неправильно, это как вариться в собственном соку. Поэтому мы выделили ограниченный круг субъектов, где есть интересные для Приморья наработки: прежде всего в сферах межбюджетных отношений, выборов по партийному признаку и реформирования местного самоуправления.
- Открывший этот список Санкт-Петербург оправдал ваши надежды?
- В полной мере. По каким-то направлениям мы не отстаем от западных коллег, по некоторым – опережаем, но многое из увиденного нас вдохновило на совершенствование законодательного процесса в Приморье. Вот эти два тома общим объемом более 2000 страниц – не что иное, как бюджет Санкт-Петербурга на 2003 год. Для сравнения: наш закон о краевом бюджете занимает всего 80 страниц. Понятно, что в Питере 5 миллионов населения, у них другие доходы, тем не менее все расходы прописаны постатейно чуть ли не по каждому гвоздю. Разумеется, это прежде всего работа администрации города, но и депутатам хватает работы. В отличие от Приморья, все 50 депутатов Санкт-Петербургского законодательного собрания работают на освобожденной основе. Они получают от губернатора оперативную информацию по расходам и доходам еженедельно, а не раз в три месяца, как у нас. Хорошо отрегулированы вопросы собственности: любая операция по отчуждению городского имущества проходит согласование в ЗС. Неудивительно, что на выборах в декабре прошлого года на повторный срок были переизбраны 75 процентов депутатов: они сумели заслужить доверие избирателей.
- Ленинградская область вместе с Москвой и Нижним Новгородом идет «впереди России всей» в области привлечения инвестиций. Вам удалось узнать секрет успеха?
- Время поездки мы поделили поровну между городом и областью, в которой большой интерес представляет экономический блок законов. Они привлекают большие средства на развитие промышленности за счет льгот в налогообложении для новых предприятий, созданных на инвестиционные деньги. Российское законодательство позволяет такого рода льготы только свободным экономическим зонам, но уплаченные в бюджет области налоги возвращаются на предприятия через субвенции, целевые субсидии. Поэтому в последние годы там развернули производство такие гиганты мировой экономики, как «Форд», «Катерпиллер», «Филип Моррис», и другие. Подобная практика могла бы служить ориентиром и для нас в Приморье.
- Насколько я знаю, вы не только смотрели, но и показывали. В частности, проект Избирательного кодекса Приморья...
- Да, наш Избирательный кодекс уже детально проработан, по его проекту прошли депутатские слушания, все спорные вопросы решены и урегулированы. Законопроект будет рассматриваться в первом чтении на заседании Законодательного собрания 23-24 апреля.
- Есть какие-либо различия в подходах к избирательному процессу? Насколько большие изменения будут внесены в краевое законодательство о выборах?
- Кардинальное отличие состоит в введении партийного принципа при формировании представительных и законодательных органов власти. Например, в ЗС Приморья будет не 39 депутатов, а 40, причем половина будет избираться по одномандатным округам, а другая половина – по партийным спискам. Для партий установлен 5-процентный барьер, но в ЗС должно быть не меньше двух партий, то есть оказавшаяся второй, но не преодолевшая этот барьер партия все же сможет создать свою депутатскую фракцию. Приморье выбрало довольно сложную схему, призванную повысить ответственность избранных по партийным спискам перед избирателями: помимо бюллетеней для голосования за депутата-одномандатника и за одну из партий избиратель получит третий бюллетень со списком кандидатов от этой партии. Таким образом, он сможет сделать свой выбор и в партийном списке. Что касается различий в подходах, то мы, например, добавляем всего одного депутата, а в Санкт-Петербурге – сразу пятьдесят, то есть состав ЗС возрастает вдвое.
- В Приморье почти вдвое сократится число избирательных округов. Из-за этого местная пресса упрекает депутатов, что новая нарезка округов позволит им уйти от ответа перед своими избирателями в канун перевыборов…
- Наоборот, нам придется отвечать перед избирателями в два раза больше, удвоив свои усилия. Но вернемся к обретенному полезному опыту: нас очень заинтересовала практика работы Уставного суда Санкт-Петербурга, который контролирует соответствие принимаемых решений местным законам. В Приморье рассматривали этот вопрос еще в прошлом депутатском созыве, но законопроект об Уставном суде дошел только до первого чтения. Теперь получен импульс для доведения этого важного дела до конца.
- Сергей Андреевич, в повестку дня апрельской сессии включено первое чтение краевого закона о депутатском наказе – казалось бы, давно забытом институте советской власти. Но в своей «тронной» речи при избрании председателем ЗС почти год тому назад вы говорили о необходимости восстановить практику депутатских наказов. Как этот закон будет работать в Приморье, есть ли что-нибудь подобное у ваших западных коллег?
- Главная задача депутата – решение проблем избирателей, но сегодня у нас для этого есть только авторучка для составления депутатских запросов и рука – для голосования. Новый закон призван расширить возможности депутата. Он конкретизирует понятие наказа. В случае признания той или иной проблемы в избирательном округе действительно важной и при этом непосильной для муниципалитета на ее решение будет выделяться финансирование либо из бюджета, либо за счет целевых программ. Допустим, на селе собирается сход граждан и решает обратиться к депутату по поводу приобретения школьного автобуса. Такой наказ будет проходить процедуру защиты, а затем обеспечиваться финансированием. В Санкт-Петербурге нет закона с таким названием, хотя в ряде субъектов РФ он уже работает. Но там есть понятие «коллективной поправки» в бюджетный законопроект, когда депутаты вносят свои предложения по освоению суммы, составляющей 2 процента от бюджета города. Другое дело, что такая практика расхолаживает муниципалитеты, которые говорят просителям: деньги есть у депутата, вот к нему и идите. Нужно найти оптимальный вариант, причем сделать это до принятия краевого бюджета 2004 года.
- Последний вопрос связан с Дмитрием Козаком, «отцом» российской реформы местного самоуправления. Когда-то нынешний замглавы президентской администрации возглавлял правовое управление питерской мэрии. Как относятся к этой реформе петербургские законодатели?
- Как и мы, крайне негативно. В городе насчитывается 111 муниципальных образований, то есть они уже живут практически по новому закону об общих принципах организации местного самоуправления. И отнюдь не удовлетворены таким положением. Но зато, если этот закон будет принят, депутаты смогут без проведения референдума вернуться к традиционной, «докозаковской» административно-территориальной схеме. Все они хотели бы восстановить деление на 21 муниципальное образование, по количеству ленинградских районов. Такое единство взглядов внушает нам уверенность, что законодатели-дальневосточники абсолютно правы в своем последовательном неприятии этой явно нецелесообразной реформы.
Автор: Записал Александр КАРТАШОВ, «Владивосток»