Он сделал это

«…Представленная на рецензию рукопись диссертации В. М. Маркова – первая в отечественной науке серьезная работа, посвященная искусству Республики Корея второй половины ХХ века. Цель ее – не детальное историческое исследование памятников, а панорамный показ художественной жизни страны, выявление черт национальной школы, стремление вписать культуру Республики Корея в мировой художественный контекст».

11 апр. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1340 от 11 апр. 2003

«…

Представленная на рецензию рукопись диссертации В. М. Маркова – первая в отечественной науке серьезная работа, посвященная искусству Республики Корея второй половины ХХ века. Цель ее – не детальное историческое исследование памятников, а панорамный показ художественной жизни страны, выявление черт национальной школы, стремление вписать культуру Республики Корея в мировой художественный контекст».

Этого было бы достаточно, чтобы обозначить событие. Вернувшись из Москвы, Валерий Михайлович принимает поздравления по поводу защиты диссертации на соискание ученой степени доктора искусствоведения по теме

«Искусство Республики Корея второй половины ХХ века». А то, что защита состоялась в стенах Государственного института искусствознания Министерства культуры РФ, созданного еще в 1944 году И. Э. Грабарем, - говорит о многом.

На самом деле о работе Валерия Михайловича говорили давно, и к защите была готова монография, вышедшая при поддержке ректора ДВГУ Владимира Курилова в рамках программы центра корееведческих исследований университета.

Ценность ее трудно преувеличить. Впервые в российском искусствознании рассматриваются проблемы и пути развития всех видов искусств, включая основные

– архитектуру, живопись, скульптуру. Здесь же впервые рассматриваются новейшие виды и направления художественного творчества эпохи постмодернизма, связанные с небывалым ростом современных технологий.

Отдельные страницы работы посвящены переосмыслению форм западного искусства корейцами. Еще раз подчеркнем: книга

– не история, а панорама современного искусства.

Но оставим официальный тон. На обложке монографии есть изображение кисти руки Будды, очень почитаемого в Корее божества, жест которого общеизвестен: он благословляет на тепло и свет. Таким же теплом и любовью пронизаны страницы работы Валерия Маркова. Иначе и быть не могло. Он, который учился в Ленинградской (СПб.) академии художеств имени Репина, в свое время едва ли не отчаялся: нет искусствоведческой среды во Владивостоке! Любая работа превращается в титанический труд одиночки. Он шел проторенной стезей

– западноевропейской и русской традиции. Кандидатскую писал о портретной живописи И. Е. Репина 1890-х гг.

А когда стал разрабатывать тему для докторской, вспомнил слова одного из старейших педагогов академии, сказавшего ему, что Восток для дальневосточника

– единственный источник творчества, все остальное вторично. И верно, кому как не живущему здесь, рядом с Кореей, исследовать ее культуру и искусство?

Тем более что таких исследований просто нет. Белое пятно. Китай, Япония - так или иначе привлекали внимание и раньше. А вот Корее повезло меньше.

- Проблема искусствоведения в исследованиях культуры стран Азиатско-Тихоокеанского региона назрела, - говорит Валерий Михайлович.

– Востоковедение смещается на Дальний Восток из Москвы и Санкт-Петербурга к истинному центру. Большое влияние оказывает близость стран - проще добраться, открыть музей или сделать выставку. Перспективы в этом направлении огромные, кадры обязательно будут востребованы, надо создавать школу. Ведь профессиональных ориенталистов-искусствоведов в столичных кругах – раз-два и обчелся. И занимаются они Японией, Вьетнамом, Китаем, Индонезией. Все остальное – terra incognita. Помимо всего прочего развитие корейского искусства и пути его вхождения в мировой художественный контекст может дать хорошие уроки нам, россиянам. Ведь после перестройки мы движемся той же дорогой…

Что добавить? Только один факт: 20 процентов государственного бюджета тратится в Корее на культуру и образование, в том числе на художественные школы и факультеты вузов. Сегодня там тысячи художников, скульпторов, чье творчество никто не только не классифицировал, но даже не начинал исследовать. Марков сделал это.

Автор: Ольга ЗОТОВА, "Владивосток"