Олимпийские надежды Пекина
Чжан Хайфэн, заместитель директора информационного департамента оргкомитета Олимпиады-2008, на мой вопрос о шансах китайских спортсменов на “домашней” Олимпиаде ответил уклончиво: “В Сиднее в 2000 году мы были третьими (28 золотых медалей). Чтобы вплотную подойти к США и России в олимпийском рейтинге, китайцам потребовалось почти полвека. Сколько лет уйдет, чтобы с третьей ступеньки перейти на вторую, а потом и на первую, не знаю. Но думаю, что все-таки не пятьдесят лет”.
Чжан Хайфэн, заместитель директора информационного департамента оргкомитета Олимпиады-2008, на мой вопрос о шансах китайских спортсменов на “домашней” Олимпиаде ответил уклончиво: “В Сиднее в 2000 году мы были третьими (28 золотых медалей).
Чтобы вплотную подойти к США и России в олимпийском рейтинге, китайцам потребовалось почти полвека. Сколько лет уйдет, чтобы с третьей ступеньки перейти на вторую, а потом и на первую, не знаю.
Но думаю, что все-таки не пятьдесят лет”.
До пекинских Игр осталось больше пяти лет, но их дыхание уже ощущается в древнем городе. “Мы хотим, чтобы Олимпиада была зеленой, высокотехнологичной и народной”, - говорит Чжан Хайфэн.
Пыльная буря, что принесла из пустыни Гоби частицы лёсса, напомнила об экологической проблеме, которую предстоит решить городу. По данным ВОЗ, Пекин относится к самым загрязненным городам мира. Дышать в Пекине стало труднее не только из-за выхлопных газов. Слишком высока доля низкосортного угля, который используют и в промышленности, и в быту.
Но организаторы Олимпиады обещают: гостей встретит чистый город. Правительство выделило на экологическую программу семь миллиардов долларов, в том числе на создание “зеленого пояса вокруг столицы”. В ближайшее время более 700 фабрик и заводов будут ликвидированы или вынесены из центра за пределы четвертого транспортного кольца, освободится более шести миллионов квадратных метров. Здесь будет построен район, который уже окрестили Манхэттеном. В 2004 году лишь семь процентов земли в центре Пекина будет принадлежать промышленным объектам. Ежегодные выбросы в атмосферу углекислого газа сократятся на 5 тысяч тонн, промышленной пыли - на 1400 тонн. Пекин уже обладает одним из самых больших в мире парков автобусов, работающих на чистом натуральном газе.
Власти объявили, что 20 процентов электроэнергии на олимпийских объектах будет получено от ветра. Солнечную технологию применят почти во всех уличных фонарях и ванных комнатах в олимпийских сооружениях. В Олимпийской деревне будет использована только “чистая” энергия, например геотермальное отопление.
Но самые большие затраты пойдут на транспортные артерии. На дорогах Пекина - почти два миллиона автомобилей. Но число обладателей водительских прав в несколько раз превышает число машин. Иметь права стало так же престижно, как пользоваться компьютером или знать иностранный язык.
Кстати, мэрия уже начала кампанию “Жители столицы должны изучать английский язык”. Сотни тысяч горожан, особенно те, кто причастен к туризму и сфере обслуживания, смотрят телевизионные языковые программы, учатся на специальных курсах. Министерство образования сделало английский язык обязательным предметом для начальных классов.
В 2008 году пекинский аэропорт ожидает 50 миллионов визитеров, и уже решено построить две дополнительные взлетно-посадочные полосы. Не исключено, что появится еще один аэропорт.
В самом Пекине идет невиданная со времен монгольской династии, правившей 800 лет назад, реконструкция города. Сносятся целые кварталы традиционных одноэтажных домов с внутренними двориками, которые вместе с узкими переулками делали Пекин Пекином. Ползут вверх ультрасовременные здания: банки, офисы, отели. Уже сейчас пекинцы, долго не бывавшие на родине, покупают карту города.
Одна из особенностей города - строгая геометрия его планировки. Современные поправки к архитектурным ансамблям также вписываются в древнюю геометрию. Олимпийскую деревню, которую будут строить на севере, венчали две башни-близнецы. Они до сих пор еще на макете, который показал мне Чжан Хайфэн. “Но после трагедии 11 сентября от этой идеи отказались, - заметил Чжан. - Китай - часть мирового сообщества, и сегодня такие ассоциации неуместны и даже безнравственны”.
По данным социологических опросов, почти 95 процентов жителей Пекина высказались в поддержку Олимпиады. Беспрецедентная цифра. Голоса противников звучат негромко, и как правило, в провинции. Журналист Хуан Ли из бедной провинции Ганьсу считает, что сначала надо решить социальные проблемы (например, растущий разрыв в уровне жизни между приморскими районами и западом Китая), а потом претендовать на проведение Олимпиады. Но с ним не согласны три миллиона мигрантов, живущих в Пекине и составляющих 93 процента всех строителей. Ведь они получат работу.
Автор: Юрий САВЕНКОВ, специально для «В»