Акцент на всю голову

Как идет модернизация системы образования и что предстоит сделать в новом учебном году - эти вопросы обсуждались на выездном совещании работников образования Дальневосточного федерального округа. В работе совещания приняли участие первый заместитель министра образования РФ Виктор Болотов, заместитель министра образования Юрий Коврижных, курирующий вопросы молодежной политики, и другие руководители разного уровня.

1 апр. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1333 от 1 апр. 2003

Как идет модернизация системы образования и что предстоит сделать в новом учебном году - эти вопросы обсуждались на выездном совещании работников образования Дальневосточного федерального округа. В работе совещания приняли участие первый заместитель министра образования РФ Виктор Болотов, заместитель министра образования Юрий Коврижных, курирующий вопросы молодежной политики, и другие руководители разного уровня.

Вывод первый: как съезд работников образования Приморского края 25 марта, так и крупномасштабное совещание чиновников и руководителей образования говорят о том, что власти вновь прониклись осознанием важности интеллектуальной сферы для жизни страны. И хочется верить, что не теоретически (тысячу раз помянули недобрым словом первый указ первого президента России “Об образовании”, потому что внимание к образованию, увы, оказалось призрачным).

Вывод второй: сфера образования из ситуации выживания переходит на иной уровень – уровень развития. Государство вновь начинает вкладывать сюда средства.

Впрочем, пока все эти помпезные мероприятия и планы зарплаты учителям не прибавили. А именно это оказалось самым острым вопросом: о чем вообще можно говорить, если средний уровень заработка учителя не достигает и трех тысяч рублей? О какой модернизации, если школьные штаты катастрофически стареют, а молодежь, особенно мужского пола, сюда калачом не заманишь?

По поводу повышения зарплаты представители министерства сказали, что серьезность вопроса по-честному осознали и что на треть зарплата повысится уже с 1 октября 2003 года. Что касается необходимости к новому году поднять заработок учителя в 2-2,5 раза – перспективы будут известны лишь в мае, когда правительство “прикинет” бюджет 2004 года.

Однако первый замминистра образования РФ Виктор Болотов похвалил Приморье: здесь нет, по крайней мере, задолженности по зарплате учителям, поскольку обязанность выплачивать ее взял на себя краевой бюджет (раньше муниципалитеты платили как хотели – с огромными задержками). Теперь, как сообщил начальник департамента образования и науки краевой администрации Сергей Пикин, по предложению съезда педагогов края идет работа над тем, чтобы бюджет субъекта взял на себя и зарплату педагогам детских садов и учреждений дополнительного образования.

А еще замминистра оценил наши вузы: “У вас очень сильная по российским меркам высшая школа”.

Несмотря на лестные оценки, задач у образования края выше крыши, поскольку модернизация образования, программа которой принята в декабре 2001 года, еще в самом начале пути.

“А что это вообще такое и зачем она нужна – модернизация?” - очевидно, этот вопрос интересует не только журналистов, родителей, но и самих учителей.

“Программа содержит множество новых решений, в том числе, например, как сделать сельскую школу современной, а ее выпускника конкурентоспособным, - сказал на пресс-конференции первый замминистра образования Виктор Болотов. -  Но выделю четыре базовых направления. Первое – мощная информатизация школы (компьютер и Интернет в ближайшие годы должны стать обычными инструментами обучения как ученика, так и учителя в школе). Второе – профильное обучение. Третье – введение единого государственного экзамена. И четвертое – принятие образовательных стандартов, то есть того минимума знаний по всем предметам, который школа обязана дать, а школьник получить независимо от места расположения школы и чьих-то пристрастий”.

Очевидно, что профильная школа – это вещь, которую давно ждут школьники и их родители. Что это такое? А то, что до девятого класса все ученики изучают предметы примерно одинаково, потом определяются в своем профессиональном выборе и последние два года разделяются на профильные классы: гуманитарии делают упор на литературу и обществоведение, проходя лишь базовый курс физики с химией, школьники, проявившие естественнонаучные или математические наклонности, углубленно изучают предметы своих циклов. Есть еще технологический профиль, который школы будут развивать совместно с училищами и техникумами. Знаний много, все их в детскую голову “не впихнешь”, школьники уже много лет страшно страдают от перегрузок, а профильная школа сделает обучение более рациональным. Вопрос лишь в том, когда эти хорошие планы станут явью.

Среди таких же долгожданных, хотя и противоречивых нововведений – единый государственный экзамен. В этом году в эксперименте по его проведению будут участвовать 48 регионов. Приморье в это число не входит. По словам Болотова, “школьники и их родители в тех регионах, где ЕГЭ уже проходил, довольны такой формой и поддерживают ее. Их привлекает главное – объективность оценки, возможность поступить бесплатно именно благодаря хорошим знаниям, а не взяткам”.

Министерство образования запустило еще один любопытный эксперимент – ГИФО, или “государственные именные финансовые обязательства”. Суть их тоже крайне интересна. Допустим, ваш школьник сдает выпускной тест в рамках единого государственного экзамена, получив 90 баллов по стобалльной системе, и поступает в вуз бесплатно. Если он набирает 80 баллов – платит 10 процентов от стоимости обучения. Чем меньше баллы и хуже знания – тем больше родительская плата. “Большей части российских семей не по карману платить всю сумму, а вот часть – вполне приемлемо”, - считает Виктор Болотов. К сожалению, эксперимент идет лишь в двух регионах и расширять его пока нет финансовых возможностей.

И еще один принципиально новый шаг в области образования. “Наши вузы наплодили столько юристов, экономистов и менеджеров, пополнивших ряды безработных, что это стало серьезной государственной проблемой”, - эта мысль не раз звучала в разных выступлениях. Выходов из ситуации несколько, но главный – другие акценты в профориентации школьников, поддержка развития средних учебных заведений и других специальностей, прежде всего технических. Стране вновь потребовались инженеры, строители, технологи.

Автор: Марина ИВЛЕВА, «Владивосток»