Фига в кармане
В лос-анджелесском театре “Кодак” прошла юбилейная, 75-я “оскаровская” церемония. Впервые все желающие российские телезрители могли наблюдать ее в прямом эфире - по Первому каналу.
В лос-анджелесском театре “Кодак” прошла юбилейная, 75-я “оскаровская” церемония. Впервые все желающие российские телезрители могли наблюдать ее в прямом эфире - по Первому каналу.
ЦЕРЕМОНИЯ. До последнего момента не было ясно, состоится ли шоу в назначенный день. Вероятно, если бы в Ираке случилось нечто катастрофическое, ее бы политкорректно перенесли. Обычно перед “оскаровским” залом собираются тысячи людей поглазеть на звезд. На сей раз (хотя проход звезд по “красной” дорожке под вспышками фотокамер отменили) у театра “Кодак” тоже собралась толпа в несколько тысяч человек - на антивоенный митинг.
Сама церемония прошла, однако, гораздо более мирно, чем можно было предположить. Звезды женского пола избрали соответствующие трагическим обстоятельствам строгие платья, в основном темных тонов (только Халли Берри пришла в открытом платье с единственной бретелькой), некоторые - Дэниел Дэй-Льюис, Сальма Хайек, Эдриен Броуди - прилепили на костюмы кусочки скотча, которыми в Штатах рекомендуют проклеивать стекла окон изнутри на случай взрывов террористических бомб, или же прицепили значки с пацифистским символом. Но не скажешь, что эти значки часто мелькали на экране... Дастин Хоффман был, например, без него, хотя накануне сообщалось, что он один из активистов пацифистского движения в Голливуде.
Единственным из фаворитов, кто проигнорировал церемонию, оказался Эминем, не явившийся за статуэткой за лучшую песню. На сцену выходили и Сьюзен Сарандон, и Сальма Хайек, про которых у нас писали, будто их не пустят на церемонию, поскольку они наверняка устроят антивоенный скандал. Не устроили. Ведущий Стив Мартин вполне себе шутил, заявив для начала, что переспал с Николь Кидман, Хэлли Берри, Рене Зельвегер и прочими звездами, намекнув на гомосексуальные пристрастия Джека Николсона (!) и сообщив, что пол-Голливуда успели принять совместную горячую ванну с Кети Бейтс (обладательницей «Оскара» за фильм «Мизери» и нынешней номинанткой).
Об “оскаровской” славе, неразлучной со славой американской, говорили многие и много, ведь церемония-то юбилейная (хотя в мирных обстоятельствах говорили бы, конечно, больше). “Я горда, что живу в стране, которая... и т.д.”, - заявила, к примеру, Барбра Стрейзанд. Все почти как всегда.
Речи, адресующие к ситуации с Ираком, со сцены, конечно, звучали. Но в основном аккуратные и корректные. “Меня спрашивали, стоит ли идти на церемонию в такое трудное время, - произнесла, утерев слезы радости после получения статуэтки, Николь Кидман. - Но ради искусства...” И добавила, что в мире много боли после 11 сентября, и много боли сейчас, поскольку семьи теряют своих сыновей - и благослови их господь. Столь же интеллигентно высказались о событиях в Ираке Крис Купер, Педро Альмодовар. Эдриен Броуди, получая “дядюшку Оскара” за лучшую мужскую роль, был более эмоционален, не дал себя прервать, когда его время для спича вышло, сказал, что в Ираке сейчас его друг, и пожелал ему счастливого возвращения: «Верите ли вы в Бога или Аллаха? Он смотрит на вас с небес. Так помолимся Ему о быстром разрешении конфликта».
Звучали и по-настоящему вызывающие выступления. Модный мексиканский актер Гаэль Гарсия Берналь (звезда фильмов “Сука-любовь”, “И твою маму тоже”) в связи с “Фридой” заявил, что если бы художница Фрида Кало, о которой фильм, была жива, то “оказалась бы в наших рядах” (имеется в виду в рядах пацифистов). Зал несколько изумился - просто потому, что Берналь иностранец и чего ему лезть в американские дела. А обладатель “Оскара” за лучший полнометражный документальный фильм “Боулинг для Колумбайна” Майкл Мур (фильм, заметим, вполне антиамериканский: про тягу американцев к оружию, их любовь пострелять) устроил настоящий скандал, назвав выборы Буша фиктивными, его самого - фиктивным президентом и призвав позор на его голову. Зал и тут повел себя двойственно. Кто-то аплодировал, но многие возмущенно зашумели: дескать, выискался тут филистер! Стоило посмотреть на лицо Харрисона Форда. В его скептической улыбочке прочитывалось: фигляр ты, Мур, как все прочие либералы!
ПРИЗЫ. В распределении основных призов на сей раз много предсказуемого, но и неожиданного. Логична - все к тому шло - победа “Чикаго”, неожиданно - что “Чикаго” как лучшему фильму года не досталось “Оскаров” в трех других престижнейших номинациях: за лучшие режиссуру, мужскую и женскую роли. Логично, что статуэтки достались почти всем фаворитам, у которых было больше всего номинаций (“Чикаго”, “Часам”, “Пианисту”, “Фриде”, второму “Властелину колец”), не заслужен абсолютный провал “Банд Нью-Йорка”, у которых было аж десять номинаций. Мартин Скорсезе остается единственным живым классиком американского кино, ни один из фильмов которого так и не был удостоен “Оскара” ни за лучший фильм, ни за режиссуру.
Легко было предречь победу в споре исполнительниц неглавных ролей Кэтрин Зета-Джонс за “Чикаго” (кто бы из наших актрис решился выйти на люди столь сильно беременной?), небезусловна победа в подобном же мужском споре Криса Купера (роль в “Адаптации”). Все “предоскаровские” премии за лучшую мужскую роль второго плана брал Кристофер Уокен за игру в “Поймай меня, если сможешь”.
Самыми драматичными оказались результаты голосования в номинациях за лучшие женскую и мужскую роль. Не было сомнения, что среди женщин выиграет либо Николь Кидман за роль в “Часах”, либо Рене Зельвегер за пение, танцы и переживания в “Чикаго”. Шансы Зельвегер казались выше - просто потому, что она опять-таки успела взять этой зимой больше призов. Объявили Кидман (и слава богу, заслужила) - в этот момент на Зельвегер смотреть было страшно. Еле скрыла обиду и разочарование. У мужчин победа Броуди и вовсе сенсационна. Все ставили либо на Николсона (фильм “О Шмидте”), либо на Дэниела Дэй-Льюиса (“Банды Нью-Йорка”). Дэй-Льюис собрал кучу наград. Он явно шел на церемонию с уверенностью в победе. После того как во вскрытом конверте обнаружилась фамилия Эдриена Броуди из “Пианиста”, Дэй-Льюис стал похож на Зельвегер. Сам же Броуди так изумился своей победе, что разговорился на сцене донельзя. Забавно было наблюдать, как в зале бурно аплодируют ему стоящие рядом два других номинанта: Николсон и Николас Кейдж. Оба тоже выглядели, скажем так, прифигевшими - но и обрадованными. Все же проиграть молодому Броуди не так обидно, как опытному Дэй-Льюису.
Режиссерский триумф Романа Полянского (за “Пианиста”) менее неожидан в том смысле, что приз за режиссуру мог получить любой: и Скорсезе, и Альмодовар за “Поговори с ней”, и Роб Маршалл за “Чикаго”. Наградив Полянского, академики выразили несогласие с властями США, которые по-прежнему грозятся арестовать классика за давнюю случайную связь с некогда несовершеннолетней.
Ну а приз за лучший иностранный фильм и вовсе, как нередко случается, анекдотичен. Китайскому “Герою” мэтра Чжана Имоу и финскому “Человеку без прошлого” мэтра Аки Каурисмяки академики предпочли стандартно скучный немецкий фильм “Нигде в Африке” о еврейской семье, эмигрировавшей в годы Гитлера из Германии в Кению. У открывавшей конверт Сальмы Хайек даже лицо перекосилось от возмущения. Не знают голливудские академики иностранного кино. Да и плевать на него хотели.
ОБЛАДАТЕЛИ «ОСКАРОВ-2002». Лучший фильм - “Чикаго”. Лучшая режиссура - Роман Полянский (“Пианист”). Лучшая актриса - Николь Кидман (“Часы”). Лучший актер - Эдриен Броуди (“Пианист”). Лучшая женская роль второго плана - Кэтрин Зета-Джонс (“Чикаго”). Лучшая мужская роль второго плана - Крис Купер (“Адаптация”). Лучший оригинальный сценарий - Педро Альмодовар (“Поговори с ней”). Лучший сценарий на основе литературного произведения - Рональд Харвуд (“Пианист”). Лучший полнометражный анимационный фильм - “Унесенные призраками” (Япония). Лучший иностранный фильм - “Нигде в Африке” (Германия). Лучший оператор - Конрад Л. Холл (“Проклятый путь”). Лучший художник - “Чикаго”. Лучшие костюмы - “Чикаго”. Лучший монтаж - “Чикаго”. Лучший звук - “Чикаго”. Лучшая музыка - “Фрида”. Лучшая песня - Эминем и др. (“Восьмая миля”). Лучший грим - “Фрида”. Лучшие звуковые эффекты - “Властелин колец: две крепости”. Лучшие визуальные эффекты - “Властелин колец: две крепости”. Лучший полнометражный документальный фильм - “Боулинг для
Колумбайна” Майкла Мура. Лучший короткометражный документальный фильм - “Две башни”. Лучший короткометражный анимационный фильм - “Чубс-чубс”. Лучший короткометражный игровой фильм - “Очаровательный мужчина” (Дания). Почетный “Оскар” - актер Питер О’Тул.
Автор: Юрий ГЛАДИЛЬЩИКОВ, Мария КУВШИНОВА, («Известия.Ру» - «Владивосток»)