В аренде отказать

Китай продолжает борьбу за контроль над приморским портом Зарубино Хасанского района – об этом свидетельствуют последние аналитические комментарии российских и зарубежных СМИ.

26 март 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1330 от 26 март 2003

Китай продолжает борьбу за контроль над приморским портом Зарубино Хасанского района – об этом свидетельствуют последние аналитические комментарии  российских и зарубежных СМИ.

Как уже сообщал «В», более предметно о ситуации со строительством зарубинского контейнерного супертерминала было доложено в октябре прошлого года – на совещании руководителей приморских портов в Восточном. Именно тогда руководитель департамента транспорта и связи АПК Игорь Бельчук сообщил о том, что в Государственной думе РФ появилось письмо с требованием отдать китайцам Зарубино в долгосрочную аренду. Автором этого предложения был малоизвестный народный избранник с запада страны, не постеснявшийся сделать вызов основным фигурантам перспективного проекта – Минтрансу правительства РФ и группе «Северстальтранс». Определенный интерес к начинанию уже проявила и японская сторона.

Как сообщило агентство Seanews, продукцию, производимую во внутренних районах Китая, надо доставлять к рынкам сбыта, а для этого нужен выход к морю. Вот почему Китай заинтересован в реализации проекта создания зоны “Туманган” на стыке границ РФ, КНДР и КНР, на территории Яньбянь-корейского автономного округа провинции Цзилинь. В 1992 году правительство Китая официально включило зону “Туманган” в долгосрочный план экономического развития КНР до 2010 года, предоставив зоне статус наибольшего благоприятствования.

В рамках этого географически и экономически обширного проекта китайцы хотели бы взять в долгосрочную аренду порт Зарубино. Первый разговор об этом состоялся еще в 1993-м, но только в ноябре 2002-го прошли первые консультации между правлением ОАО “Морской порт Зарубино” и канцелярией развития района “Туманган” администрации провинции Цзилинь. Китайская сторона заявила о намерении взять порт Зарубино в долгосрочную аренду, ориентировочно на 49 лет. Подробности стали известны из интервью газете “Жэньминь жибао” председателя наблюдательного совета ОАО “Морской порт Зарубино” Юрия Бурлинова.

По его словам, “наиболее приемлемой организационно-правовой формой участия Китая в развитии порта Зарубино могло бы стать создание совместного предприятия со значительной долей собственности китайской стороны”. Что касается долгосрочной аренды порта, она возможна, хотя, может быть, и не так перспективна. В то же время г-н Бурлинов признает, что “без права управлять своим грузопотоком китайская сторона не будет делать инвестиции в реконструкцию и развитие порта”, а “без привлечения в порт мощного транзитного потока грузов китайской внешней торговли порт Зарубино, находящийся в стороне от Транссиба, будет продолжать жалкое существование”.

Ясно, что экономике провинции Цзилинь выход к Японскому морю жизненно необходим. Переориентация грузоперевозок с порта Далянь на Зарубино позволит сэкономить на транспортных расходах и разгрузить китайскую железную дорогу, а также принести России плату за транзит китайских грузов по 80 км приморской территории. Участие КНР в развитии порта Зарубино могло бы стать реальным вкладом России в развитие экономического сотрудничества в рамках АТЭС и стать достойной альтернативой тупику, в который зашел проект ООН “Туманган” из-за невозможности строительства глубоководного порта в устье реки Туманной в месте соединения пограничных линий трех государств.

Из интервью Юрия Бурлинова следует, что переговоры о долгосрочной аренде Зарубино с руководством ОАО “Морской порт Зарубино” еще не завершены. Вопрос аренды находится в пределах компетенции руководства АО, но губернатор Приморья Сергей Дарькин на одной из недавних пресс-конференций во всеуслышание заявил, что “китайцам в аренде порта отказано”. Вице-губернатор Виктор Горчаков, курирующий внешнеэкономические связи, прокомментировал это следующим образом: “Свой экономический интерес китайцы смогут удовлетворить, если приобретут пакет акций и вложат в развитие Зарубино инвестиции. Порт должен оставаться российской собственностью. Если мы сейчас отдадим его в аренду, встанет и вопрос о передаче им в аренду специального транспортного коридора».

СПРАВКА "В"

Новый контейнерный терминал в порту Зарубино, заранее прозванный «вторым Пусаном», займет пустующие берега живописной бухты Троицы и, по предварительным подсчетам, сможет переваливать 100 тысяч контейнеров в год (или 35 млн. тонн грузов). Для сравнения: по итогам работы всех приморских портов в 2002 году ожидался общий показатель в 36 миллионов тонн.