Возвращение доверия и груза
В прошлом году принял предложение возглавить Находкинский рыбный порт. С его деятельной кипучей натурой, двумя высшими образованиями (техническим и юридическим), большим жизненным опытом в таком решении не было ничего удивительного.
В прошлом году принял предложение возглавить Находкинский рыбный порт. С его деятельной кипучей натурой, двумя высшими образованиями (техническим и юридическим), большим жизненным опытом в таком решении не было ничего удивительного.
Вряд ли можно назвать мирным приемом ложный звонок в милицию о том, что в здание, где планировалось провести первое за три года собрание акционеров порта, заложена бомба. Или ночной визит в управление предприятия, когда при содействии помощников бывших управленцев была похищена часть документов, а часть сожжена в котельной. Новому руководителю пришлось отражать удар за ударом, но он выбрал совсем другой путь - обращение в судебные органы. 2 марта прошлого года Виктор Кем вступил в должность, а уже 14 марта состоялся суд по возвращению порту имущества, ловко переведенного в дочерние фирмы: подъемных кранов, подъездных путей, тепловозов, складов – практически всего производственного комплекса, без которого порт – уже не порт, а просто морская акватория. К тому же такая участь тогда нависла и над причалом. Теперь все имущество возвращено в порт. Всего в течение года выиграно более 70 судов. Не обошлось без вмешательства генеральной прокуратуры, которая подтвердила, что все судебные решения вынесены верно.
- Кроме того, нас пытались обанкротить, - рассказывает Виктор Викторович. - Но для этого нет абсолютно никаких оснований: налоги выплачиваются вовремя, задержек с заработной платой не было ни разу. И все-таки вопрос о финансово-хозяйственной деятельности порта трижды рассматривался на комиссии Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству, после чего нас наконец оставили в покое, убедившись в стабильной работе предприятия.
Несомненно, «военные действия» нанесли порту большой урон. Коллектив и клиентов будоражили слухи о том, что не сегодня-завтра все вернется на круги своя, вернется прежняя команда, и тогда «отступникам» не будет прощения. Если бы не эта лихорадка и не подножки на каждом шагу, мы сумели бы за этот год уйти вперед гораздо дальше. Хотя даже в сложной ситуации удалось добиться прогресса. Грузооборот порта по итогам 2002 года составил без малого 500 тысяч тонн, а это самый лучший показатель за последние пять лет.
- Коллектив вам поверил?
- Думаю, что да. С самого начала главной нашей целью было повернуться лицом к людям, дать им понять, что от них в первую очередь зависят дела на предприятии, его авторитет в глазах клиентов, деловая репутация в городе и крае. Первым делом на 50 проц. повысили гарантированный минимум зарплаты, на который не влияет грузооборот порта. Взялись за создание человеческих условий работы. До этого никаких ремонтов не проводилось лет 10-15. Протекали крыши, облупились стены, на ямах по территории порта бились машины и электрокары. Наши акционеры согласились с тем, что все заработанные средства должны идти на обустройство предприятия, оснащение производства, и пока не ждут дивидендов. Сейчас уже отремонтированы крыши двух огромных складских помещений, проводится внутренний ремонт. Заасфальтированы дороги по территории порта и площадки для складирования леса, который раньше могли сгружать прямо в грязь. Куплены два компрессора на холодильники, новый 10-тонный погрузчик, производительная машина для перегрузки леса. А посмотрите, какой нарядный вид приобрела поликлиника, что рядом с нашим управлением. Здесь обслуживают не только работников порта, но мы посчитали необходимым помочь в ремонте медицинского учреждения. Ведем также ремонт в своих общежитиях.
На обстановку в коллективе, отношение людей к работе влияет все, тут не может быть мелочей. Меня, например, поразило, в каком виде на холодильниках работали наши женщины. Оказывается, нормы по спецодежде не пересматривались с 54 года, все привыкли к фуфайкам и безобразным ватным штанам, как будто нет ничего более современного. Теперь у наших работниц новая спецодежда: и тепло, и красиво.
- Новая метла по-новому метет. Многих управленцев пришлось поменять?
- На первом же совещании я сказал, что главное условие для всех – добросовестно работать и не противодействовать мне за спиной. Не все это поняли, и с ними пришлось расстаться. Но таких было немного. Несколько человек я уволил за то, что они по-хамски обращались с клиентами. О каком наращивании грузооборота можно говорить, если мы сами будем отпугивать людей, которые приходят к нам за услугой? Создан центр по работе с клиентами с максимально упрощенной и очень удобной схемой обслуживания. Стремимся к тому, чтобы начиная с проходной клиент чувствовал, что его тут ждут и сделают все для того, чтобы обслужить его быстро и качественно. Создали также отдел реализации, которого не было на предприятии, восстановили юридический отдел. Пришлось отказаться от услуг милиции и организовать собственную службу безопасности. Эта и другие меры позволили добиться заметных результатов в борьбе с воровством, которое до этого цвело в порту пышным цветом.
- Порт носит название рыбного, но рыбопродукции перегружает немного. Слышала, что этот статус вы решили поменять?
- Нам никто не мешает изменить статус и перейти в другую категорию коммерческого порта. Вопрос этот встает потому, что нынешний статус порта осложняет его взаимоотношения с Минтрансом. Тем не менее о таких изменениях речь пока не идет.
Что касается номенклатуры грузов, то, действительно, основной сегодня – это лес. Доля рыбопродукции в общем грузообороте недотягивает до 30 процентов, хотя для нас это самая выгодная работа. Но сегодня не приходится ожидать увеличения перевалки рыбы в связи с известными трудностями по выделению квот. Мы ищем новых партнеров, новые формы деятельности, потому что понимаем: с нынешней, пока лишь частичной загрузкой производственных мощностей коллективу в 1200 человек не прокормиться и не продержаться. Большие надежды возлагаем на сотрудничество с зарубежными партнерами. Ведь к нашим соседям идет в основном опять-таки лес, а оттуда - каучук, рис, овощи, фрукты. Мы уже встречались с торговым представителем одной из зарубежных компаний, провели успешные переговоры. Одна фирма, наш постоянный клиент, предложила загружать освободившиеся из-под риса контейнеры лесом, чтобы не отправлять их пустыми обратно. Почему бы и нет? Отдел главного технолога уже отработал такую технологию. Начали вплотную работать по продуктам питания. Будем продолжать заниматься асбестом, подписали договор о перегрузке удобрений, есть договоренности также по переработке других сыпучих грузов. Мы не отказываемся ни от какой работы, готовы перегружать даже небольшие партии. Главное в том, что военные действия, будем надеяться, у нас уже прекратились. Для клиентов очень важно, чтобы можно было рассчитывать на спокойную и стабильную работу предприятия.
- Виктор Викторович, вот вы говорите, что у вас в коллективе 1200 человек, а я бы сказала, что 2000. Насколько мне известно, своих 800 пенсионеров вы тоже не забываете.
- Я прекрасно знаю, что невозможно сегодня прожить на одну пенсию. Лишения в своей жизни я ведь тоже испытал, когда рос без отца, а мама работала на тяжелой физической работе и денег не хватало даже на еду. Да и как можно бросить на произвол судьбы беззащитных пожилых людей, которые, считай, всю свою жизнь отдали нашему порту? Помогаем всем чем можем. Но для пенсионера и другое важно – психологическая связь с коллективом, ощущение того, что он кому-то нужен.
Справка "В"
Виктор Кем – полковник милиции в отставке, окончил академию МВД в Москве, 32 года проработал в органах внутренних дел. До 1995 года, когда переехал в Калининградскую область, жил в Целинограде, был заместителем начальника УВД области. До увольнения в запас уже в Калининграде тоже работал в областном УВД. Потом два года работал в горсовете в комиссии по депутатской этике, перед отъездом в Приморье - в нефтяном сетевом банке.
В прошлом году Находкинский рыбный порт стал настоящей ареной боевых действий. Прежнее руководство предприятия не собиралось без боя сдавать позиции новой команде и новому генеральному директору – Виктору Кему.
Автор: Отдел специальных проектов "В"