Ретро в исполнении Шульжицкого

Этого часа Николай Алексеевич Шульжицкий ждал не меньше полувека. Еще мальчишкой в послевоенное время увлекся мотоспортом,не раз брал призы на краевыхи дальневосточных соревнованиях. Вместе с такими же, как и он, "ненормальными" совершал тысячекилометровые мотопробеги. Свою любовь к технике передал сыновьям, внукам. Но была у Николая Алексеевича еще одна, но пламенная страсть – сохранить для поколений образцы техники. И не только отечественной.

25 март 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1329 от 25 март 2003

Этого часа Николай Алексеевич Шульжицкий ждал не меньше полувека. Еще мальчишкой в послевоенное время увлекся мотоспортом,не раз брал призы на краевыхи дальневосточных соревнованиях. Вместе с такими же, как и он, "ненормальными" совершал тысячекилометровые мотопробеги. Свою любовь к технике передал сыновьям, внукам. Но была у Николая Алексеевича еще одна, но пламенная страсть – сохранить для поколений образцы техники. И не только отечественной.

Углубившись в историю, к удивлению обнаружил, что в насквозь урбанизированной и моторизованной стране он едва ли не первый, кто берется реализовать эту идею. С присущей ему дотошностью и скрупулезностью изучил авторынок прошлого и возможные каналы поиска давно сошедшей с арены техники.

История создания музея вполне смахивает на долгий, увлекательный детектив. Например, как появилась в музее легендарная полуторка – самая верная и надежная «лошадь» наших солдат в Великой Отечественной войне. Раму нашли в селе Баневурово, кузов и прочие части - на военном полигоне в Барановском. Насчет шин договаривались с одной иностранной фирмой, потом над грудой металлолома колдовали музейные реставраторы, которые и придали автомобилю первозданный вид. Причем это не просто выставочный экспонат. Машина в полной исправности – хоть сейчас садись за руль.

Или судьба не менее легендарного броневика Великой Отечественной. Таких машин было всего несколько тысяч. Почти все сгорели на полях войны. Даже устроители знаменитого мемориала на Поклонной горе смогли раздобыть для своей экспозиции лишь половину этой машины. А у Шульжицкого такой броневик есть.

- Создание музея, - говорит Николай Алексеевич, - стало возможным благодаря многолетнему содружеству коллектива клуба любителей автомотостарины, компании  «Гамма-Лимитед», Приморского краеведческого музея имени Арсеньева, а также Дальзавода и краевой госавтоинспекции.

Творческий альянс позволил возродить, если можно так выразиться, к жизни множество раритетов.
А в какую эпопею вылилось решение вопроса с помещением! Сотни единиц собранной техники не так-то просто было разместить, долгое время часть машин ютилась под открытым небом. С превеликим трудом отвоевали пустовавшее неподалеку помещение, которое затем доводили до ума всем миром. На выручку пришел генеральный директор компании «Гамма-Лимитед» Виктор Владимиров. Такой же фанат, как и Шульжицкий, он горячо поддержал энтузиастов, помог средствами. И в прошлую пятницу музей, что по Сахалинской, 2а, принимал гостей. Первыми его посетителями стали руководители крупнейших приморских туркомпаний.

Заместитель председателя комитета по туризму администрации края Александр Трифонов не скрывал своего удовлетворения. Еще бы! Появилась точка, которая наверняка станет местом паломничества туристов и гостей города.

Экспозиция музея состоит из четырех основных разделов. Первый посвящен истории отечественного автомобилестроения. Здесь представлены первые базовые модели почти всех автомобилей и мотоциклов, выпускавшихся в 30-е годы. Второй отсек отражает историю автомототранспорта СССР и его союзников во второй мировой войне. Также имеется и трофейная техника, в том числе фирм BMW, «Ява», первый японский джип «Кураган – Черная медаль».

В третьем отсеке выставлены образцы послевоенного советского авто – «Волга», «Победа», «Москвич» и другие.
Наконец, четвертый и, к слову, самый внушительный раздел. В нем – знаменитые советские «членовозы»: первый отечественный правительственный лимузин ЗИС-101, представительские автомобили ГАЗ-12, «ЗИМ», ГАЗ-13(1) «Чайка».

Так что, добро пожаловать! Вас ждет уникальное автомоторетро.

Автор: Владимир КОНОПЛИЦКИЙ, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), «Владивосток»