«Крайних» нашли в регионах. Федеральные целевые программы на Дальнем Востоке выполняются. Но со скрипом

На минувшей неделе в Хабаровске работал целый отряд высоких правительственных чинов и представителей всех дальневосточных территорий. В пятницу их всех собрал на итоговое совещание полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Константин Пуликовский. В повестке значилось выполнение в субъектах ДВФО федеральных целевых программ (ФЦП) в 2002 году, перспективы их реализации в 2003-м и прогноз на 2004-й.

25 март 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1329 от 25 март 2003

На минувшей неделе в Хабаровске работал целый отряд высоких правительственных чинов и представителей всех дальневосточных территорий. В пятницу их всех собрал на итоговое совещание полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Константин Пуликовский. В повестке значилось выполнение в субъектах ДВФО федеральных целевых программ (ФЦП) в 2002 году, перспективы их реализации в 2003-м и прогноз на 2004-й.

Приморье на пятничном мероприятии представляла целая бригада «вторых лиц края» - первый вице-губернатор Александр Костенко, вице-губернаторы Виктор Горчаков, Юрий Лихойда, Сергей Передрий, Владимир Ведерников, замруководителя аппарата Олег Мельников и др. Что касается московской стороны, то в Хабаровск съехались представители 14 министерств, из них 11 - на уровне заместителей министра.
Сам Константин Пуликовский, судя по эмоциональности его речи, принимает близко к сердцу нестыковки в области выполнения ФЦП. Благодаря тому, что полпред высказался против «монополии на истинность мнения», разговор пошел довольно откровенный.

Чьи это проблемы?

Федеральные целевые программы – это прежде всего деньги, которые Москва выделяет регионам на закрытие самых социально значимых направлений. Правда, из федерального бюджета, как правило, программы финансируются в очень небольшой степени – остальное ложится на плечи регионов и различных министерств и ведомств, так что федеральными эти программы можно именовать разве что с точки зрения их всероссийского размаха. Обычно ФЦП рассчитываются на несколько лет.

По словам Константина Пуликовского, в области выполнения ФЦП на Дальнем Востоке выявлено много недостатков. Иногда федеральные власти стремятся всю ответственность переложить на регионы, зачастую происходит и обратное. Полпред привел пример из жизни Хабаровского края: семи миллионов, поступивших из федерального бюджета на здание детского дома, хватило лишь на цокольный этаж. На этом строительство заморозили: собственное участие в федеральных программах нередко кажется главам субъектов Федерации непозволительной роскошью, тогда как отказываться от поступающих денежных средств считается дурным тоном. В итоге ответственным остается одно лицо - президент Владимир Путин. Константин Пуликовский заявил, что как полпред допустить этого не может, и отметил, что идеология ФЦП заключается в ограничении собственно федерального финансирования одной третью от общей суммы. Остальное нужно изыскивать в бюджетах субъектов и карманах бизнесменов.

На местах – общая болезнь

Выступления представителей федеральных министерств отличались общей тональностью, что, впрочем, неудивительно. Замминистра природных ресурсов Александр Деркач остановился на недофинансировании со стороны субъектов Федерации и внебюджетных источников, на то же указал и замглавы Минатома Сергей Антипов. Заместитель министра энергетики Виктор Кудрявый детализировал: никто не выделит денег области или краю без финансового участия последнего - ведь тогда уходит заинтересованность на местах в сроках и качестве работ.

Выражая общий настрой, заместитель министра сельского хозяйства Георгий Сажинов назвал «общей болезнью» всех ФЦП недофинансирование со стороны регионов и недостаточность самих заложенных в программах средств.
В то же время у регионов есть ответные претензии к федеральному центру (на хабаровском совещании им особого внимания не уделяли). Соображения умеренной нелестности прозвучали и в адрес депутатов Госдумы, участвующих в составлении программ. Один из них – парламентарий арсеньевского происхождения Владимир Гришуков – кстати оказался тут же, попросил слова и дал свой рецепт. По его мнению, все дело в недостаточном объеме федерального бюджета. А увеличить его можно за счет прибыли от использования природных богатств, которая сейчас поступает прямиком в карманы олигархов.

Даешь пятилетку!

По словам первого заместителя полпреда Геннадия Апанасенко, приглашать в Хабаровск такое количество чиновников, возможно, и не потребовалось бы, функционируй в регионе постоянные дирекции по исполнению конкретных федеральных программ. Первый заместитель главы МПС Владимир Якунин указал на то, что подобные совещания нужно проводить вместе с представителями бизнес-кругов – по его мнению, одним бюджетом ничего не сделать. Константин Пуликовский отметил, что «какой бы замечательной ни была рыночная экономика, необходимо планирование на длительные периоды»: если раньше страна жила от пятилетки до пятилетки, то сейчас все ограничивается в основном одним финансовым годом. При такой практике, по словам полпреда, трудно привлекать внебюджетные средства, а об иностранных вложениях, которые бы могли окупиться через 5-6 лет, вообще трудно говорить: в добавление к конкурентоспособности экономики и инвестиционной привлекательности иностранцам нужны еще и твердые государственные гарантии.

Разумеется, на окружном уровне подобные вопросы решить нельзя, и итогом хабаровского совещания стал только протокол. Однако важно уже то, что ряд проблем обозначен. 3 апреля вице-премьер правительства РФ Виктор Христенко (которого, кстати, напрасно ждали в эти дни в Хабаровске) намерен провести подобное совещание уже с соответствующими министрами. А потом, в мае, начнется работа по формированию федерального бюджета на 2004 год с учетом средств на ФЦП.