В Приморье почти не разбавляют
По данным контролирующих органов, до 50 процентов реализуемого на автозаправочных станциях России бензина - либо низкого качества, либо вовсе кустарного производства. Чтобы выяснить, насколько озвученная статистика соответствует реальному положению дел у нас в крае, корреспондент “В” обратился к начальнику инспекции по надзору за рациональным использованием нефти и нефтепродуктов в Приморском крае Виктору Плискину.
По данным контролирующих органов, до 50 процентов реализуемого на автозаправочных станциях России бензина - либо низкого качества, либо вовсе кустарного производства. Чтобы выяснить, насколько озвученная статистика соответствует реальному положению дел у нас в крае, корреспондент “В” обратился к начальнику инспекции по надзору за рациональным использованием нефти и нефтепродуктов в Приморском крае Виктору Плискину.
- В части, касающейся Приморья, с такой печальной статистикой никак согласиться не могу, - говорит Виктор Валентинович. – Контроль качества реализуемого топлива нашей организацией проводится регулярно и повсеместно. Отобранные пробы мы передаем двум независимым экспертным компаниям - “Примнефтеэксперт” и “Химмотология”. Если по каким-то показателям качество бензина или дизельного топлива нас не удовлетворяет, то санкции следуют немедленно: составляется акт, и автозаправка опечатывается. Но хочу подчеркнуть, что в последнее время подобные меры практикуем отнюдь не часто. На мой взгляд, большинство торгующих нефтепродуктами бизнесменов уже поняли: если мухлевать, то обойдется себе дороже. Ведь конкуренция на этом рынке в Приморье довольно высока, в крае насчитывается более 300 АЗС, поэтому клиентов легко можно потерять.
Приведу итоги деятельности инспекции за прошлый год. Нами было проведено 537 проверок. Недолив топлива был зафиксирован на трех АЗС, на восьми выявлены нарушения по качеству бензина и дизельного топлива. За минувший февраль подобное нарушение было обнаружено всего одно, в Пограничном районе. Сами видите, до пятидесятипроцентной негативной статистики мы никак, к счастью, не дотягиваем.
Справедливости ради нужно заметить, что так было не всегда. Буквально до 1998 года, когда, собственно, и была организована инспекция и вслед за этим налажен тотальный контроль за качеством реализуемой нефтепродукции, количество нарушений здесь действительно зашкаливало за 50 процентов от общего числа операторов.
- Ваша инспекция проверяет заправки и нефтехранилища, очевидно, не только на предмет качества топлива…
- Конечно. На пунктах отпуска горючего должны соблюдаться и различные технические нормы, список которых очень велик. Не должен приноситься вред здоровью и жизни человека, окружающей среде. Резервуар, например, заземлен, а АЗС оборудована средствами пожаротушения. В этой сфере нарушения встречаются чаще, но тоже, считаю, в контролируемых пределах. Так, за прошлый год подобные казусы выявлены на 26 предприятиях: 12 нефтехранилищах и 14 АЗС. Особенно плохо с технической стороной дела обстоит на ведомственных пунктах заправки. Частные предприниматели более щепетильно относятся к обустройству своего хозяйства, часто закупают новейшее снабженное электроникой оборудование, одним словом, работают на перспективу. Впрочем, никакой разницы в подходах инспекция не делает. А люди исполнительные и нерадивые есть в стане и тех и других. Так, из более полутысячи проведенных нами в прошлом году проверок – 209 были повторными. Именно к нерадивым хозяйственникам наши инспектора заглядывают чаще – до пяти раз в год. И наоборот, зарекомендовавшие себя фирмы нашим вниманием “обделены”. Отношения, построенные на доверии, у нефтеинспекции сложились со многими предпринимателями. Ко многим мы заглядываем не чаще одного раза в год.
- Не слишком ли редко?
- По закону инспекция должна проверять подведомственные объекты не реже чем раз в два года. Мы это делаем чаще, хотя при 12 инспекторах на весь Приморский край график работы итак достаточно напряженный. Поэтому часто приходится рассчитывать на добросовестность операторов.
- И все же. Как автолюбителю уберечься от покупки некачественного топлива?
- Клиенту прежде всего необходимо обращать внимание на паспорт качества топлива. Он обязан присутствовать на каждой АЗС, как правило, на стекле кассы. В нем указывается, какого числа и на какой объем горючего выдан сертификат. И если вдруг сегодня вы увидите, что паспорт качества выписан на 10 тонн, а датирован, допустим, прошлым годом, то такую заправку, думается, стоит объехать стороной.
- В крае постоянно растет число АЗС. Увеличивается ли пропорционально и количество операторов нефтяного рынка? Или есть тенденция к их укрупнению?
- Очевидно, что при росте количества автозаправочных станций число субъектов рынка нефтепродуктов сокращается за счет поглощения крупными более мелких. На мой взгляд, это абсолютно нормальная тенденция. Выигрывают от этого и потребители. Все солидные операторы сегодня обзаводятся собственными нефтехранилищами. Купив за раз большую партию проверенного горючего, они могут на протяжении длительного времени снабжать качественным топливом своих клиентов.
Автор: Виталий МОГИЛЬ, «Владивосток»