Прогнозы берутся из воздуха
По прогнозам синоптиков, в первые весенние дни ожидались значительные осадки. Не случилось. Хотя многие, наверное, постарались подготовиться к предстоящим погодным неурядицам, не убирая в дальний угол зимнюю одежду или вовсе планируя переждать непогоду дома. Однако независимо от климатических условий и географического местонахождения каждые три часа по Гринвичу сотрудники всех метеостанций Земли собирают данные о состоянии атмосферы, чтобы синоптики спрогнозировали, что нам надевать и куда идти. Где же на этот раз закралась неточность, я попыталась разобраться, отправившись на одну из таких метеостанций, расположенную в пригородной зоне Владивостока, в Садгороде.
По прогнозам синоптиков, в первые весенние дни ожидались значительные осадки. Не случилось.
Хотя многие, наверное, постарались подготовиться к предстоящим погодным неурядицам, не убирая в дальний угол зимнюю одежду или вовсе планируя переждать непогоду дома. Однако независимо от климатических условий и географического местонахождения каждые три часа по Гринвичу сотрудники всех метеостанций Земли собирают данные о состоянии атмосферы, чтобы синоптики спрогнозировали, что нам надевать и куда идти.
Где же на этот раз закралась неточность, я попыталась разобраться, отправившись на одну из таких метеостанций, расположенную в пригородной зоне Владивостока, в Садгороде.
Добравшись до места назначения, я увидела на пригорке, окруженном деревьями и частными домами, небольшое двухэтажное белокаменное здание с шаром грязно-белого цвета на крыше. Как оказалось, этот шар защищает находящиеся внутри антенны от непогоды. Возвышенность же является так называемой высокой точкой, или оптимальной высотой над уровнем моря, с помощью которой достигается нужная видимость.
И вот я в погодной мастерской. На первом этаже комната начальника станции Марины Белик и аппаратная, где метеорологи с помощью формул и графиков обрабатывают полученные данные. Непосредственные же наблюдения за изменениями в атмосфере специалисты ведут на улице, на метеорологической площадке. Каждые три часа в течение суток наши метеорологи, как, впрочем, и все другие в мире, измеряют температуру, давление, скорость и направление ветра, форму облаков, видимость, высоту нижней облачности, количество осадков, солнечную радиацию, уровень загрязненности воздуха. В прогнозировании погоды участвуют более 12 приборов. Есть и знакомые по школе - термометры, барометры, гигрометр, флюгер. Привлек внимание необычный прибор под названием “Тайфун”. Эта железная четырехметровая квадратная коробка, по словам метеорологов, определяет уровень разного рода примесей в воздухе, которым мы дышим. Внутри нее установлено несколько марлевых планшетов, обдуваемых воздухом. После процедуры вся грязь, накопившаяся на марле, отправляется в химическую лабораторию, где и определяют, какими веществами мы будем травиться в ближайшее время.
В рабочем ритме на метеостанции Садгород сутки через трое поочередно трудятся восемь специалистов такого профиля. Собрав данные, сделав перфорацию, обработку, они посылают их в Приморское УГМС. Там технический отдел и распределяет закодированную информацию по синоптическим центрам аэропортов, военных частей и других погодных узлов, составляющих краткосрочные - сутки, среднесрочные - от трех до пяти дней и долгосрочные прогнозы - более пяти суток - месяц.
Возвращаясь к вопросу точности прогноза, надо сказать, что кроме метеорологов, фиксирующих наземные изменения атмосферы, характеристики воздушного пространства определяют аэрологи. Их главным инструментом является радиозонд - большой каучуковый шар, наполненный водородом, с прикрепленным к нему датчиком. Два раза в день такие зонды одновременно запускают в небо все метеостанции мира. Утром в 9.30 и вечером в 21.30 по местному времени на мониторах компьютеров всей метеорологической сети высвечиваются температура, скорость и сила ветра, влажность, точка росы разных слоев атмосферы всего земного шара. Два таких монитора, записывающих изменения параметров воздушной среды, и автоматический комплекс расположены на втором этаже аэрометеостанции Садгород. В Приморье работает еще одна станция, специализирующаяся на исследовании как наземной, так и воздушной среды. Она находится в Дальнереченске.
В целом же по краю метеосеть составляет 46 станций, поставляющих информацию синоптикам. Сегодня по всей России прослеживается тенденция закрытия станций в силу слабого государственного финансирования. Ведь только один запуск радиозонда в среднем стоит 2 тысячи рублей. Об обновлении оборудования говорить не приходится. Практически все станции Приморья существуют за счет частичной продажи информации синоптикам.
Упадок в метеохозяйстве не может не сказаться отрицательно на точности не только российского, но и мирового прогноза. Ведь здесь во многом количество определяет качество. Уже доказано, что в странах с плотной сетью станций, таких как США, Япония, синоптики ошибаются гораздо реже, нежели их российские коллеги.
А для стимулирования качественной работы приморских метеорологов вот уже третий год подряд Приморское УГМС проводит конкурс. Победители награждаются денежными премиями, дипломами и др. И в нынешнем году лучшей по точности и своевременности предоставленных данных стала именно аэрометеостанция Садгород.
Автор: Ксения ПОНОМАРЧУК, специально для «В», Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), «Владивосток»