Максимка держится молодцом

В Приморье свыше 60 процентов детей до 14 лет нуждаются в оздоровлении, начиная с санаторно-курортного лечения и до стационарного обследования. К такому неутешительному выводу пришли врачи, принимавшие участие во всеобщей детской диспансеризации. Особенно тревожная ситуация сложилась в отдаленных, северных районах края, куда в течение полугода выезжали сотрудники краевого Центра охраны материнства и детства.

20 март 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1327 от 20 март 2003

В Приморье свыше 60 процентов детей до 14 лет  нуждаются в оздоровлении, начиная с  санаторно-курортного лечения и до стационарного обследования. К такому неутешительному выводу пришли врачи, принимавшие участие во всеобщей детской диспансеризации. Особенно тревожная ситуация сложилась в отдаленных, северных районах края, куда  в течение полугода выезжали сотрудники краевого Центра охраны материнства и детства.

Восьмилетний Максимка держится молодцом. Ловко передвигается по длинным коридорам хирургического отделения на коляске,  демонстрируя каждому встречному, как он умеет управляться. О своем диагнозе и его последствиях  - ДЦП - у Максимки самые смутные представления. Его только неделю назад прооперировали. Никто из родных даже не мог предположить, что у мальчишки проблемы с ногами, пока не осмотрели специалисты, ведь в деревеньке Тернейского района, где живет Максимка,  нет даже фельдшера.

По словам главного врача Центра охраны материнства и детства Федора Антоненко, этот маленький пациент – один из тех 98, которые уже прошли срочную диспансеризацию. Хотя по-хорошему в дополнительном стационарном обследовании нуждаются 22 процента из 450 тысяч приморских ребятишек.

“Наши специалисты – детские хирурги, ортопеды, стоматологи, кардиологи, - рассказывает Федор Федорович, работая в северных районах края, - просто поражались – насколько запущены в плане здоровья дети. В этом нет ничего удивительного, если знать, что в  деревнях нет даже грамотных врачей широкого профиля, не говоря уже об узких специалистах. Да что там говорить – акушерок, а нередко и фельдшеров нет.

В последний раз такой интерес к здоровью детей на государственном уровне проявлялся лет эдак  12 назад, еще в доперестроечную эпоху. Наших врачей буквально на руках носили, ну надо же, в кои веки о ребятишках вспомнили. Попутно мы и родителей смотрели, и стариков”.

Главный педиатр края Татьяна Бурмистрова уже обобщила первые данные, собранные в ходе всеобщей детской диспансеризации. «Ухудшение здоровья наиболее четко прослеживается при переходе школьников из младших классов в старшие, к предметному обучению, и после -  в старших классах, на финише, - подчеркивает она. -  Искривление позвоночника, ухудшение зрения,  гастрит – весь этот букет встречается чуть ли не у каждого второго ребенка школьного возраста. А вообще  на первом месте стоят бронхолегочные заболевания, на втором – желудочно-кишечные, на третьем – разного рода аллергии.

О нарушении зрения – разговор особый. Необходимо повсеместно срочно создавать кабинеты по профилактике. Пока они есть только во Владивостоке и Уссурийске.

“В школах детей мало, площадей свободных много. Почему бы не подумать об оздоровлении учеников прямо в школах? Мы будем настаивать на повсеместном введении ежедневного урока физкультуры. Пока учителя нам навстречу не идут, говорят, и так предметной нагрузки хватает. Никто не хочет думать о том, как сильно устают ребятишки в школе. Сейчас многие дети нуждаются в санаторно-курортном оздоровлении. Но у нас просто нет такой возможности: центр выделяет в год максимум 150 путевок,  плюс 100 коек – собственный фонд.  Пока дойдет очередь – ребята успевают вырасти”.

В прошлом году в России была принята программа “Здоровый ребенок”, в Приморском крае она должна  быть запущена в действие только в нынешнем году. На оздоровление детей, по идее,  должны выделяться и федеральные средства, и   деньги из местных бюджетов. В мае пакет документов по программе “Здоровый ребенок” будет представлен на рассмотрение депутатов краевого Законодательного собрания. Сейчас медики просят ни много ни мало 12 миллионов рублей.

Автор: Полина ЮРКОВСКАЯ, специально для «В»