Авианосцы готовы к атаке

Борт авианосца «Теодор Рузвельт», восточное Средиземноморье. На черно-желтом экране написано, что ветер дует с левого борта со скоростью три узла в час. На море туман. Авианосец на скорости 14 узлов в час готовится к отправке 13 истребителей в тренировочный полет.

18 март 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1325 от 18 март 2003

Борт авианосца «Теодор Рузвельт», восточное Средиземноморье. На черно-желтом экране написано, что ветер дует с левого борта со скоростью три узла в час. На море туман. Авианосец на скорости 14 узлов в час готовится к отправке 13 истребителей в тренировочный полет.

Офицер отдает приказы поправить курс авианосца. «Пять градусов лево руля», - говорит он.

«Есть пять градусов лево руля», - отвечает рулевой.

Семь этажей ниже, на летной палубе, команды в шлемах и красной, желтой, зеленой и фиолетовой формах проводят предполетную проверку истребителей.

Ба-бах! Грохот сотрясает корабль от носа до кормы, когда катапульта швыряет «Томагавк» Ф-14, за три секунды увеличивая его скорость от нуля до двухсот сорока километров в час. Самолет поднимается в воздух и, набирая высоту над темным морем, какое-то время светится, как автомобильная зажигалка.

Длина корабля 332,8 метра, вес - 97 тысяч тонн, стоимость - 4,5 миллиарда долларов. Это - ядерный авианосец класса «Нимиц», самый большой военный корабль в мире и самая большая военная машина в истории. «Теодор Рузвельт» возглавляет одну из шести американских групп войск здесь и в Персидском заливе, формируя кулак интервентской политики, за которую Соединенные Штаты и уважают, и ненавидят во всем мире. Эта политика была отражена в высказываниях президента Рузвельта, именем которого назван корабль: «Говори мягко и носи большую дубину».

«Военно-морской флот несет мощь и выполняет миссию Соединенных Штатов, - говорит контр-адмирал Джон С. Харви-младший, командующий группировкой из 10 кораблей. - Поскольку 70 процентов поверхности планеты занимает вода, нам не нужно разрешение на выполнение нашей миссии из международных вод».

Вместе с «Теодором Рузвельтом» здесь находится целая флотилия миноносцев и подводных лодок. На борту авианосца находится семьдесят самолетов - от остроносых истребителей «Томкэт» до неуклюжих пропеллерных «Грейхаунд» С-2А, которые перевозят груз и пассажиров с корабля на берег.

Стоя на летной палубе, откуда взлетают истребители, вооруженные лазерным оружием «Гарпун» и «Сайдвиндер», невозможно забыть о том, что назначение корабля - это военная машина. Но ниже авианосец - это временный дом для 5830 моряков и членов летных команд - как мужчин, так и женщин. Это лежащий на боку небоскреб, целый город со стальными коридорами и тесными квартирами.

«Наш город никогда не спит, - говорит капитан Ричард О’Хэнлон. - Что-то постоянно происходит, все 24 часа».

Здесь 17 этажей с комнатами, ангарами, складами со взрывчаткой, раздевалки для летчиков, спальни для матросов, где кровати висят так близко друг к другу, что невозможно перевернуться с боку на бок. На камбузе еда чрезвычайно вкусна и разнообразна. Тут тебе и салат-бары, и машины, которые выдавливают сыр на ваши мексиканские начо, и свежие фрукты. Матросы с удовольствием уплетают куски свиного филе с яичницей на завтрак и жареного сома на обед. В любой момент можно подойти к автомату и наполнить пол-литровый пластиковый стакан соком пяти разных видов, от апельсинового до клубничного. Но вы не найдете на корабле и капли спиртного, даже в виде легкого пива. Чтобы экипаж не растолстел от такого изобилия, на корабле имеется хорошо оборудованный спортзал и регулярно проводятся соревнования по баскетболу.

На борту есть свое телевидение, и вместо рекламы на канале CNN передаются корабельные новости. Из 15 каналов можно выбрать вариант на любой вкус, в том числе и тот, где показывают новейшие голливудские фильмы - флот покупает их с огромной скидкой. У каждого матроса есть своя предоставленная кораблем бесплатная электронная почта.

Несмотря на новейшую экипировку самолетов и арсеналов, декор авианосца довольно спартанский и напоминает русский сухогруз с торчащими проводами и стальными переборками.

Когда идешь по длинным коридорам, возникает обманчивое ощущение, что смотришь в зеркало со множеством дверей, так и ищешь свое лицо среди людей, идущих навстречу. Днем и ночью члены экипажа идут по этим коридорам, несут какие-то схемы, ящики с инструментами, мешки с мусором или пакетики с конфетами M&Ms.

Масштаб потребления на корабле поражает воображение.

«За последний шестимесячный рейс повара обслуживали членов команды 444 810 раз в месяц, - говорит помощник капитана по кадрам Бет Ламберт. - Парикмахеры подстригали 2 699 человек в месяц. На корабле есть опреснительный цех, который выдает 12 миллионов галлонов питьевой воды в месяц, и экипаж получает 135833 фунта почты за это же время».

Сорокадвухлетняя Бет Ламберт - уникальная личность. Начальница над 3000 рядовыми и сержантами, она оказалась первой женщиной такого ранга на американском авианосце. Она опередила в карьере своего мужа, который служит во флотском строительном батальоне в Кувейте.

Бет, жизнерадостная дама из Флориды, старается поддерживать боевой дух тем, что следит за наличием сахара, ледяного чая, который народ любит заказывать, и прочих запасов. Но в ее обязанности входит и контроль за дисциплиной, и она имеет полное право наказывать матросов (80 процентов рядовых еще не достигли 21 года), которые так и не поняли, что кольцо в носу не вписывается в военно-морскую форму.

«Во время увольнительной на берег, - говорит Бет, - мы не разрешаем им выходить ни с чем-то там в носу, ни с чем-нибудь еще на пупе».

На корабле находится также эскадрон летчиков-резервистов, мобилизованный на боевую службу впервые за пятьдесят лет, со времен войны в Корее. Это 250 человек, многие из которых являются пилотами коммерческих авиалиний - «Юнайтед» и «Америкэн». Но есть и фермеры, механики, пожарные и даже домохозяйки. Им в основном по 30-40 лет, никто не ожидал от них особых успехов, и поначалу над ними снисходительно посмеивались. Но эскадрону удалось завоевать большое уважение на корабле - им даже присудили особую премию, высшую награду за мастерские приземления. Они знали такие секреты летного дела, о которых молодые не имели понятия.

«У пилотов этого эскадрона в среднем по 2700 летных часов на истребителях, в то время как у других всего по 800», - говорит 39-летний пилот эскадрона Шон Кларк по прозвищу Лось.

Но некоторым пришлось принимать непростые решения, когда их призвали из резерва. Сорокалетнюю Мелиссу Чилдерс из Оклахомы, начальника службы безопасности эскадрона, оторвали от дома по крайней мере до следующего ноября. Ее муж Франклин - офицер, который и без того находится на службе три недели из семи. Им пришлось оставить 11-летнего сына Колтона на попечении друзей. Тут у резервистов выбор небольшой - либо боевая служба, либо тюрьма.

«Я спокойно прожила последние 20 лет и не думала, что меня мобилизуют, - говорит Мелисса. – Но когда война на пороге, выбора нет».

Сын Дэвида Чемберлена провожал своего отца еще на первую войну в Персидском заливе в 1991 году. Сейчас Дэвиду 53 года, он живет и строит дома в городе Шерман в Техасе. У него трое внуков и сын - футболист из профессиональной команды «Миннесота Вайкингс».

«Мой сын долго смеялся надо мной, - говорит Дэвид. - Он называет меня Папай-морячок. Он вспоминает о том, что я – военный, только когда я ухожу в море».

На этом корабле даже капитан вылетает на задания. О’Хэнлон, командующий офицер - квалифицированный пилот истребителя. Он надеется, что ему удастся вылететь несколько раз, если начнется война в Ираке.

Американское правительство решило вести политику максимальной открытости для журналистов, и военным пришлось послушно терпеть так и норовящих залезть куда-нибудь в неположенное место репортеров. На борту авианосца постоянно находилось примерно 25 корреспондентов различных газет и телевидения из многих стран мира. Был даже корреспондент из нью-йоркского бюро ИТАР-ТАСС Константин Еловский. Константин искренне удивлялся радушному приему: «Все члены экипажа говорили мне, что еще десять лет назад невозможно было бы представить себе корреспондента ИТАР-ТАСС на этом корабле. Уровень открытости просто потрясающий». Что касается женщин, то Константин не согласен с российским военно-морским предубеждением, что дамы приносят военным кораблям несчастье. Он теперь убежден в обратном.

Автор: Рассел УОРКИНГ, борт авианосца «Теодор Рузвельт» - Кипр, специально для «В»