В лидерах - частный сектор
По итогам прошлого года 55 процентов всей сельскохозяйственной продукции, произведенной в Хорольском районе, приходится на долю частных подворий. Коров у частников сегодня в два раза больше, чем осталось в бывших совхозах. Да и мяса они получают больше. Для многих сельских семей собственный огород и домашняя скотина стали единственным источником дохода.
По итогам прошлого года 55 процентов всей сельскохозяйственной продукции, произведенной в Хорольском районе, приходится на долю частных подворий. Коров у частников сегодня в два раза больше, чем осталось в бывших совхозах. Да и мяса они получают больше. Для многих сельских семей собственный огород и домашняя скотина стали единственным источником дохода.
При всем при том это единственный район в Приморье, где не дали сгинуть ни одному коллективному сельскохозяйственному предприятию. И каждое из 15 хозяйств работает по договорам с государственным агентством по продовольствию. На общем фоне это тоже исключение, которое подтверждает, что хорольские хозяйства зарекомендовали себя надежными заемщиками. Сами по себе факты отрадные, но, увы, стабильности они не гарантируют. В сельском хозяйстве района проблем немало, и до прежних объемов производства слишком далеко. Закрепленная за хозяйствами земля в целом используется лишь на 70 процентов, а рисоводческими предприятиями и того меньше. Рисовая система в годы безвременья пришла в упадок. Нужны огромные инвестиции, чтобы снова задействовать все 20 тысяч гектаров (сегодня в обороте только 2 тысячи гектаров), с которых в былые годы собирали неплохой урожай.
- Только-только начали легче дышать, как стихия снова опустила нас на колени, - горько констатирует заместитель начальника управления сельского хозяйства района Светлана Бабченко. – В ноябре под снег ушли соя и рис на десятки миллионов рублей. В декабре уже по крепкому морозу сельчане вышли на поля и вызволили часть выращенного урожая - в лучшем случае треть, лишь верхушки над снегом. Но по итогам года хозяйства не смогли рассчитаться со своими работниками, что повлекло за собой массовые увольнения: из полутора тысяч работать в бывших совхозах остались 1100 человек.
Сельскохозяйственное производство района имеет многоукладный характер. Фермеры здесь тоже есть. Правда, реально хозяйствовать на земле получается только у самых настойчивых и трудолюбивых. В районе зарегистрировано 119 крестьянских хозяйств, а получают продукцию лишь 26. Доля в валовом объеме сельскохозяйственной продукции у фермеров пока небольшая – два процента.
- Для районной администрации не имеет значения форма собственности предприятия, - продолжает Светлана Анатольевна. – Мы стараемся поддерживать любые направления в сельском хозяйстве. Ведь и частный сектор нуждается в содействии. Мы отдаем себе отчет в том, что основой животноводства является грамотное воспроизводство, поэтому идем по пути открытия пунктов искусственного осеменения в каждом селе. В районе для домашнего скота оборудованы уже восемь таких пунктов, на этот год запланировано открытие еще двух. Самим частникам не решить также проблем с переработкой и сбытом молока. Перерабатывающие предприятия в районе есть, но их мощностей недостаточно. Особенно тяжело летом, когда молока много, многие хозяева не могут никуда его сдать, закупочная цена резко падает. Мы пытаемся убедить руководителей сельскохозяйственных предприятий сообща решать эту проблему, в складчину заниматься созданием перерабатывающей базы. И многие понимают, что другого выхода нет.
В прошлом году общее поголовье коров района увеличилось на один процент. На фоне того, что с 1992 года приходилось подсчитывать только потери, это прогресс. К великому сожалению, прошлогодняя беда привела к тому, что скот снова стали резать. Все-таки остается надежда, что это - временное явление.
Автор: Отдел специальных проектов "В"