Окно в Азию

Сегодня в Москве на заседании правительства будет принято решение о грандиозной стройке нефтяного и газового трубопроводов из Восточной Сибири к берегам Тихого океана. О нефтяном проекте государственной компании «Транснефть» наша газета неоднократно сообщала. Поэтому в этом материале «В» подробно останавливается только на нитке «голубого потока».

13 март 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1323 от 13 март 2003

Сегодня в Москве на заседании правительства будет принято решение о грандиозной стройке нефтяного и газового трубопроводов из Восточной Сибири к берегам Тихого океана. О нефтяном проекте государственной компании «Транснефть» наша газета неоднократно сообщала. Поэтому в этом материале «В» подробно останавливается только на нитке «голубого потока».

ПРЕЗИДЕНТСКОЕ «БЛАГОСЛОВЕНИЕ»

Мало кому известно, что во время своего визита на юг российского Дальнего Востока президент страны Владимир Путин нашел возможность побывать в бухте Перевозной, осмотрел полуостров Ломоносова в Амурском заливе. И, видимо, здесь в августе прошлого года принял окончательное решение именно в этом месте прорубать «окно в Азию». Речь идет о геополитическом проекте России по строительству нефте- и газопроводов из Восточной Сибири к побережью Тихого океана.

Все предварительные варианты рассмотрены. С потенциальными покупателями топлива имеется договоренность, даже Китай согласен на трубопровод двойного назначения – до города Дацин в провинции Хэйлунцзян и до залива Петра Великого в Приморье. На обсуждение кабинета министров вынесен окончательный проект по прокладке сразу двух ниток «черного и голубого потоков». Экономически это более целесообразно, в конечном счете совместное строительство трубопроводов позволит сэкономить десятки миллионов долларов США.

Пунктом назначения  станет незамерзающая бухта Перевозная в Приморье. Морские глубины позволяют разворачиваться в Амурском заливе супертанкерам, рассчитанным на перевозку 200 тысяч кубических метров сжиженного газа (для сравнения: к Владивостокской нефтебазе подходят танкеры на 3-5 тысяч тонн). Все остальные предложения о строительстве нефтепорта на побережье Хабаровского и Приморского краев, а их было более десятка, представители нескольких экспертных комиссий отклонили: глубины недостаточны, побережье открыто, бухты зимой замерзают, роза ветров не позволяет, горные перевалы на пути слишком высоки, нет железной дороги поблизости или по другим причинам.

ГОЛУБОЙ ПОТОК

Протяженность газовой магистрали от Иркутской области до побережья Японского моря составит 3884 километра, из которых 515 пройдут по территории Приморья. Газопровод проляжет вдоль Байкало-Амурской магистрали до Тынды, затем свернет на юг до Транссиба и далее вдоль железной дороги до Японского моря. В год будет транспортироваться  45 миллиардов кубометров газа. Стоимость проекта  потянет на 5,8 миллиарда американских долларов, работы полностью оплатят газовики.

ОАО «Газпром» на первом этапе будет поставлять газ с полуострова Ямал по уже имеющимся газопроводам Западной Сибири. Путь нового трубопровода проляжет мимо двух разведанных месторождений газа в Восточной Сибири – Чаяндинского и Ковыктинского. В дальнейшем, по мере их освоения, газ на экспорт и для нужд российского Дальнего Востока станет поступать именно отсюда. Не исключено, что позднее прибавится и продукция по нескольким проектам с Сахалина. Приблизительное распределение к 2030 году станет следующим: 14-16 миллиардов кубометров в год составит внутреннее потребление Приморья и Приамурья, 24 миллиарда будут отправлять морем газовозами в Японию, Республику Корея и на Тайвань, 6 миллиардов по дополнительному газопроводу в Северную Корею.

Уже в этом году специалисты различных НИИ завершат все необходимые экспертизы. В том числе и экологические. В части экологии этот маршрут не будет иметь себе равных. В едином коридоре разместятся трубопроводы, станции, подъездные пути, линии электропередачи, то есть магистральная сеть займет минимум необходимой площади. На месте звериных троп и через определенные промежутки трубы поднимут на 2,5 метра. Все реки, включая Амур, Зею, Бурею, будут пройдены под водой в тоннелях. Запланированы рекреационные зоны, лесопосадки взамен прорубленных просек. Значительные средства направят на сохранение флоры и фауны. Особо стоит сказать о побережье Хасанского района и морском дне Амурского залива. Компании-гиганты выделят деньги на создание в Приморье рыборазводных заводов и  предприятий по разведению марикультуры. За экологию Приморья можно не беспокоиться - природа получит многократно больше, чем потеряет.

В настоящее время готовится проектно-сметная документация, ведутся геологические исследования на месте трассы. Уже в этом году параллельно начнется широкомасштабное строительство. На все про все отводится три года. Правительство планирует, что в 2006 году нефть и газ придут в Перевозную. И первые танкеры, которые также сойдут со стапелей к этому сроку, повезут их к потребителям в Японию, Южную Корею, на Тайвань и в Южный Китай. Стало быть, в 2006 году необходимо вводить в строй нефтепорт и завод по сжижению газа. Это рабочие места, налоговые поступления, развитие социальной сферы.

ПРЕИМУЩЕСТВА ПРИМОРЬЯ

Нефтяной и газовый проекты в краевой администрации курирует вице-губернатор Юрий Лихойда. С ним наш разговор о перспективах их реализации.

-  Для России выход на самый перспективный рынок потребления нефти и газа - быстроразвивающихся стран Азиатско-Тихоокеанского региона - даже трудно оценить. Это стратегический шаг, который несет несомненную финансовую выгоду стране в целом и Приморью в частности. Во всем мире нефтегазовый комплекс является локомотивом для развития экономики. И уж если наши соседи готовы покупать топливо, то грех не использовать такой шанс. О географическом преимуществе Приморья говорилось всегда. Но лишь сейчас можно будет максимально использовать эту возможность. В движение придет весь край.

Начнем с того, что строить нефте- и газопроводы на территории края мы будем совместно со специалистами «Транснефти» и «Газпрома». То есть будут привлечены все механизированные колонны, мостоотряды, дорожные и строительные организации со всего края. За счет оборота средств они смогут обновить свою технику. Понадобятся тысячи дополнительных рабочих рук. Для людей - высокие зарплаты, а для территорий - высокие налоговые отчисления в бюджеты и внебюджетные фонды. Для районов, по которым проляжет «топливный коридор», - дополнительный и стабильный источник дохода. Для предприятий железной дороги, связи, автомобильного транспорта, промышленности - новые заказы. Будут построены танкеры-гиганты, которые будут ходить под российским флагом. К ним в довесок понадобятся буксиры, ледоколы, другой вспомогательный флот, что также скажется на развитии судостроения, судоремонта и отечественных компаний морского флота. Танкеры-гиганты надо охранять, стало быть, появятся средства у военно-морского флота, магистральная сеть пройдет вдоль государственной границы, поэтому и ее будут укреплять, деньги будут вкладывать в органы правопорядка и учреждения противопожарной службы. Естественно, резко начнет меняться инфраструктура.

Еще одним положительным моментом станет перевод пылеугольных станций на смешанное сжигание угля и газа. КПД возрастет с 35 до 90 процентов, а тарифная составляющая снизится. О преимуществах можно и дальше продолжать разговор. Но мы отложим его до другого раза.

Автор: Николай КУТЕНКИХ, «Владивосток»