Сергей Сопчук: В Москве и Приморье
Позавчера состоялось очередное заседание Законодательного собрания Приморского края, прокомментировать решения которого корреспондент «В» попросил председателя ЗС Сергея Сопчука. А накануне сессии краевого парламента Сергей Андреевич вернулся из Москвы, где принимал участие в совещании региональных законодателей, поэтому первый вопрос был о московских впечатлениях.
Позавчера состоялось очередное заседание Законодательного собрания Приморского края, прокомментировать решения которого корреспондент «В» попросил председателя ЗС Сергея Сопчука.
А накануне сессии краевого парламента Сергей Андреевич вернулся из Москвы, где принимал участие в совещании региональных законодателей, поэтому первый вопрос был о московских впечатлениях.
- Совет законодателей – это консультативный орган при Совете Федерации, его заседание 18 февраля прошло под председательством Сергея Миронова и при участии президента РФ Владимира Путина. Обсуждалась в основном реформа местного самоуправления. Надо отметить, что обсуждение законопроекта «Об основных принципах местного самоуправления» проводилось у нас на краевом и муниципальном уровнях, а также на окружном совещании в Хабаровске. Поэтому законодатели большинства регионов, в частности всего Дальнего Востока, выработали свою единую и твердую позицию: принимать закон в том виде, в каком он направлен в Госдуму и уже прошел первое чтение, нельзя. Однако у организаторов мероприятия цель, похоже, была прямо противоположная: продемонстрировать региональную поддержку реформы местного самоуправления. Поэтому, выслушав ряд критических выступлений, Сергей Миронов не рискнул поставить вопрос на голосование. А в прессу сообщили, что «законодатели рекомендовали Госдуме принять законопроект». Однако на деле наше мнение проигнорировали.
- Как известно, Владимир Путин поддерживает упомянутый законопроект…
- Президент говорил абсолютно правильные вещи. Например, он говорил о дефиците в три триллиона рублей, которые не хватает на финансирование всех социальных законов, принятых на федеральном уровне. Однако те же три триллиона составляют весь годовой бюджет Российской Федерации! Поэтому не обеспеченные финансированием законы не работают, а население проявляет недовольство. Однако президент не сказал, что эти законы будут отменять. Поэтому в регионах склонны видеть смысл реформы в переносе ответственности за социальные гарантии и льготы с федерального уровня на более низкие уровни власти. Но ни краевой бюджет, ни тем более бюджеты муниципальных образований не способны профинансировать весь объем социальных обязательств государства. С другой стороны, законопроект «Об основах местного самоуправления» предполагает введение двух уровней муниципальной власти. В каждом населенном пункте с числом жителей свыше 1000 человек должны будут избираться глава администрации и орган представительной власти, создаваться исполнительный орган со своим делопроизводством. Мы подсчитали, что вместо 34 муниципальных образований в Приморье их может возникнуть более 300. Представляете, насколько увеличится чиновничий аппарат? К тому же возникнет дублирование функций между муниципальными районами и муниципалитетами. Эти и многие другие соображения не позволяют нам приветствовать реформу в том виде, в котором она запланирована. Поэтому вслед за хабаровскими коллегами на февральском заседании Законодательного собрания мы приняли постановление, в котором говорится о недопустимости принятия закона «Об основах местного самоуправления», оно будет направлено в Госдуму.
- Сергей Андреевич, какие из других 38 вопросов повестки заседания ЗС представляются вам наиболее существенными? Какие из них способны облегчить жизнь приморцам?
- Начнем с того, что Законодательное собрание рассмотрело ставки транспортного налога и существенно понизило их для владельцев автомобилей и мощных мотоциклов отечественного производства типа «Урал». Эта категория техники используется в крае в основном в селах, где население относится к малоимущей категории и не способно платить по высоким ставкам. Понижены ставки и для отечественных автобусов, которые преимущественно выполняют социальные функции, и брать за них по полной схеме недопустимо. Это дополнение к закону принято в первом чтении. Существенно облегчили жизнь и представителям малого бизнеса, приняв сразу в трех чтениях поправки к закону о едином налоге на вмененный доход – минимально налогооблагаемая торговая площадь увеличена с 70 до 150 квадратных метров. Кроме того, сельские предприниматели обращались с просьбой принять корректирующие коэффициенты, учитывающие разницу в обороте между предприятиями в краевом центре и на периферии, где–нибудь в Хороле или в таежных поселках. Решение об этом принято в первом чтении, в марте решим вопрос окончательно. Немаловажным считаю принятие бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2003 год, хотя у депутатов было много вопросов по уровню тарифов на медицинские услуги. Этой проблеме мы намерены посвятить очередные депутатские слушания. Приятно отметить, что уже в феврале мы приняли решение о финансировании весенне-полевых работ. Кроме того, внесена поправка в закон о порядке преобразования муниципальных образований.
Автор: Записал Александр КАРТАШОВ, «Владивосток»