И этим темам нет конца
Мы живем в городе, буквально сотканном из интереснейших исторических событий и напоминающих о них памятников, порой не ведая этого. Учебники истории дают лишь скупую информацию, чаще искаженную в свете идеологии прежних лет. И как же ценны открытия, сделанные людьми увлеченными, приоткрывающими завесу времени, возвращающими нам наше прошлое. Автор и ведущий программы “Тогда и ныне” на канале ПТР Константин Кухаренко, лауреат премии им. В. Арсеньева, из тех, кто не изменяет однажды выбранной теме.
Мы живем в городе, буквально сотканном из интереснейших исторических событий и напоминающих о них памятников, порой не ведая этого. Учебники истории дают лишь скупую информацию, чаще искаженную в свете идеологии прежних лет.
И как же ценны открытия, сделанные людьми увлеченными, приоткрывающими завесу времени, возвращающими нам наше прошлое.
Автор и ведущий программы “Тогда и ныне” на канале ПТР Константин Кухаренко, лауреат премии им. В. Арсеньева, из тех, кто не изменяет однажды выбранной теме.
- Константин, вы коренной житель Приморья?
- Во Владивосток я перебрался с семьей лет тринадцать назад из Таджикистана, где, собственно, и состоялся мой первый журналистский опыт.
- Это было телевидение?
- Не сразу. Мечтал после школы поступить во ВГИК, стать кинооператором. Не получилось, хотя с детства привык смотреть на мир через фото- и кинообъектив. Но уже в восемнадцать лет работал ассистентом оператора 3-й категории на Таджикфильме, снимал документальное кино. А вот набравшись опыта, продолжил свою деятельность в информационно-политическом вещании телевидения Душанбе: делал программы об успехах республики для Москвы.
- Вы, что же, и таджикским языком владеете?
- Владел когда-то на бытовом уровне. Сейчас без языковой практики в памяти лишь отдельные слова. Вот когда только приехал во Владивосток и по долгу службы приходилось общаться с моряками-таджиками, их прямо оторопь брала, когда слышали родную речь из моих уст.
- Владивосток стал случайным выбором после Таджикистана?
- Дальний Восток обладает некой притягательной силой: Цусима, Порт-Артур, имена Арсеньева, Невельского… Один Пикуль чего стоит со своими “Крейсерами”. Когда дальневосточные родственники жены предложили воссоединиться, мы долго не раздумывали. Приехав во Владивосток, первым делом начал искать улицы Светланскую, Алеутскую, но не нашел… Это и стало началом темы: найти подробности исчезнувших названий улиц, по которым ходили герои романов Валентина Пикуля. За помощью обращался к историческим монографиям, местным краеведам.
- И вас так запросто допустили в святая святых – кладовые истории?
- Знаете, работники архивов седьмым чувством чувствуют непраздный интерес и помогают вести поиск нужного документа, бесценной информации. Многие из них впоследствии стали участниками телепрограмм: Наталья Анатольевна Троицкая – замдиректора государственного исторического архива, Нелли Григорьевна Мизь – уникальной эрудиции краевед, Алексей Буяков – член Общества изучения Амурского края, Александр Иванович Груздев – историограф морского флота… (Константин Петрович назвал и называл имена тех, без кого, по его мнению, невозможно было бы на протяжении 10 лет наполнять интереснейшими историческими фактами программу “Тогда и ныне”.) Телевидение – творчество коллективное. И без работы оператора, режиссера, без команды единомышленников идеи остаются на бумаге…
- Когда наступает ощущение, что тема исчерпана?
- Я не знаю ни одной, которую посмел бы назвать исчерпанной. Сколько было таких казусов, когда после выхода программы в эфир звонили зрители и добавляли к законченному, на наш взгляд, сюжету уникальные подробности. А это значит, что всякое чувство законченности – обманчиво.
- Отчего же мы не видим на экранах “Скатерть-самобранку”?
- Вот уже больше года ее нет в эфире, но меня постоянно спрашивают о причинах ее исчезновения. Дело не в дефиците интересных гостей и участников программы. Это, я думаю, временная пауза.
- В повседневной жизни на кухню заходите только поесть или что-то умеете приготовить сами?
- Это для женщины кухня – обыденная работа, причем вперемешку со стиркой, уборкой, воспитанием детей. Именно мужчины относятся к кулинарии, как к искусству.
- И у вас есть свое фирменное блюдо?
- В свое время научился неплохо готовить плов.
- По исконно таджикскому рецепту?
- Когда работал на Таджикфильме, часто ездил в командировки по республике. Там у каждого председателя колхоза непременно был свой повар-мужчина. Я был молод и в тех щедрых на яства и возлияния застольях не участвовал, все больше крутился возле кухни, где и наблюдал за таинством приготовления плова. В каждом кишлаке это блюдо готовили по-разному, и более того, в каждом селении признавали только свой рецепт. Но чтобы приготовить действительно непревзойденный плов, тут не таджика, не узбека надо приглашать, а ургута. Именно эта нация – родоначальники блюда “пилав”, так называемого плова.
- Откуда такие подробности?
- А это последствия филологического образования…
- Куда же в ближайшее время вас могут завести “эти последствия”?
- Уже завели. На 44-м канале “Культура” мы постепенно расширяем свое участие. Уже в течение продолжительного времени, с периодичностью 7-8 программ в месяц, выходят новости культуры, над которыми работаю как автор и ведущий.
- Константин, как вы относитесь к переменам в исторической части города, в частности, к восстановлению арки на улице Петра Великого? Не усматриваются ли здесь некие популистские мотивы?
- Наверняка идея восстановления этой арки продиктована модным течением, вроде – “вернем городу историческое лицо”. Но давайте вспомним, что именно эта арка была символом Владивостока несколько десятилетий. Считаю это дело великим и благородным. И меня уже не волнуют мотивы… Дай бог, чтобы такая “мода” - восстанавливать исторические памятники - и дальше царствовала в нашей жизни.
Автор: Татьяна БАТОВА, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), «Владивосток»