Под парусом «Надежды»

Совершающее кругосветное плавание парусное судно «Надежда» Морского государственного университета им. Невельского в эти дни вышло из Сингапура по направлению к порту Коломбо (Шри-Ланка). О том, как изначально развивались события в уникальной морской экспедиции под руководством капитана Владимира Василенко, рассказывает наш специальный корреспондент, находящийся на борту парусника в числе 165 членов экипажа.

27 февр. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1316 от 27 февр. 2003

Совершающее кругосветное плавание парусное судно «Надежда» Морского государственного университета им. Невельского в эти дни вышло из Сингапура по направлению к порту Коломбо (Шри-Ланка). О том, как изначально развивались события в уникальной морской экспедиции под руководством капитана Владимира Василенко, рассказывает наш специальный корреспондент, находящийся на борту парусника в числе 165 членов экипажа.

…26 января был отмечен первый день рождения в рейсе - курсанту Андрею Провоторову исполнилось 20 лет. В тот же день начались обычные судовые работы, учеба курсантов, научные исследования. Шли навстречу циклону, погода постепенно ухудшалась, и в ночь с 27 на 28 января ветер достиг скорости 23 метра в секунду, а волнение - 6 баллов. 28 января в 13.50 - первый парусный аврал, поставили два стакселя. Дебютный шторм экипаж «Надежды» встретил достойно. Конечно, были укачавшиеся, судно под парусами порой сильно кренилось, но упорно продвигалось вперед, к Пусану, первому порту захода на долгом пути.

ПОБРАТИМЫ В МАСКАХ

Трудно, конечно, в короткой статье хоть что-то рассказать о четырехмиллионном городе, втором по величине в Республике Корея после Сеула, побратиме Владивостока. «Надежда» простояла в Пусане с 29 января по 2 февраля, попав как раз на празднование восточного Нового года.

Главное, чем порадовал Пусан, - тепло. Все дни стоянки было около +6, правда, порой с сильным ветром, но зато солнечно. После холодного январского Владивостока - благодать. Самой большой неожиданностью были зеленые кусты и деревья, порой с ягодами, а кое-где и с бутонами цветов. Почти все местные жители ходят без головных уборов. Зато много людей в масках на лице, закрывающих нос и рот. Мы сначала думали, что от гриппа, а оказалось - от холода. Маски эти бывают белыми и цветными, особенно зловеще выглядят черные.

Часть курсантов побывала на экскурсии в Корейском морском университете, существующем в Пусане с 1919 года. Гости с «Надежды» осмотрели университетский городок, расположенный на берегу моря, ознакомились с различными тренажерами, с музеем корейского морского флота, встретились с ректором учебного заведения, профессором Ёнг  Суб Пак. Курсантам показали учебное судно «Ханнара», построенное в 1993 году.

«Надежда» покидала Пусан около 18 часов 2 февраля. Наш путь лежит на запад...

ДВОЕЧНИКАМ КРУГОСВЕТКА ЗАКАЗАНА

На первом этапе кругосветки, от Владивостока до Санкт-Петербурга, на борту «Надежды» находятся 90 курсантов 3-го курса судоводительского факультета Морского университета. Им по 19-20 лет. С парусником они уже знакомы - проходили практику на «Надежде», будучи первокурсниками. Кстати, в столь ответственный рейс попали не все - на 3-м курсе обучаются 106 человек. Часть не взяли из-за низкой успеваемости или нарушений дисциплины. Оставшиеся за бортом «Надежды» пройдут индивидуальную практику на других судах. Но, конечно, не в кругосветке...

Старший руководитель практики на «Надежде» Александр Домбинский преподает в рейсе мореходную астрономию и математические основы судовождения. Кроме него на борту еще семь преподавателей и два командира рот. Занятия у курсантов начались на следующий же день после выхода «Надежды» в море. Раскачиваться некогда - учебный план напряженный, каждый день по четыре пары, к тому же курсанты неизбежно отвлекаются от занятий на авралы, судовые работы...

Так называемый плавсеместр предусматривает изучение практически всех дисциплин, требуемых учебным планом, за малым исключением. В рейсе у курсантов - девять предметов, в том числе такие серьезные, как навигация и лоция, гидрометобеспечение, военно-морская подготовка. Преподаватели на борту опытные. Сам Александр Павлович руководит практиками с 1978 года - ходил в рейсы на «Меридиане», «Профессоре Ющенко» и на «Надежде» уже не в первый раз. А вот самые молодые из «преподов» - Алена Комарова и Анна Бессонова - пошли в море впервые. Но даже в шторм, когда многие курсанты укачались, они мужественно вели занятия.

Смена курсантов и преподавателей по плану произойдет 20 июня - на борт «Надежды» прибудут судомеханики Морского университета, которые и продолжат кругосветный рейс до его завершения.

МАЧТЫ ДОСТАНУТ И СОЛНЦЕ

Научная группа насчитывает 13 человек из двух институтов ДВО РАН (Тихоокеанского океанологического и проблем морских технологий) и Морского университета. Научным руководителем экспедиции является Олег Букин, доктор физико-математических наук, профессор, заведующий лабораторией лазерной оптики ТОИ. К слову, это пятая научная экспедиция на «Надежде», и в трех Букин был руководителем. В нынешнем рейсе на борту парусника два доктора наук, четыре кандидата и пять аспирантов, оборудованы три лаборатории.

Уже на следующий день после выхода из Владивостока начались работы по акустическому зондированию толщи океана, а также исследования морской воды лазерными методами. По словам Олега Букина, основное внимание ученых сосредоточено на верхних слоях атмосферы, выше 12 километров - таким образом исследуется «кухня погоды». Подобные измерения очень информативны и в океане проводятся редко, поэтому вызывают особый интерес специалистов, в том числе и производителей аппаратуры.

На мачтах «Надежды», достигающих высоты без малого 50 метров, установлены различные датчики. Специфика парусника позволяет проводить измерения на разной высоте - это очень важно для расчета энергии, излучаемой солнцем, а также исходящей от океана. Полученные в экспедиции данные позже будут сопоставлены с наблюдениями, одновременно производимыми со спутников. На этот счет есть договоренность с камчатскими и томскими учеными.

ЗДРАВСТВУЙ, СИНГАПУР!

8 февраля в 05.00 пересекли Северный тропик. Уже успели испытать все прелести жаркого пояса планеты: первый тропический ливень, запуск долгожданной «кондишки», летучие рыбки, появление Южного Креста, тропическая жара наконец (воздух +28-29, вода + 24). Естественно, началась активная подготовка к Дню Нептуна. Не проходивших эту церемонию на «Надежде» оказалось аж 125 человек, в том числе все курсанты.

17 февраля в 14.18 «Надежда» под всеми парусами вошла в южное полушарие, и на борт прибыл царь морей Нептун со своей свитой. Традиционная церемония прошла весело, оживленно и довольно оперативно - за три часа черти управились со всеми. Дипломы Нептуна, мастерски изготовленные наукой, получили все - от двух юнг до старшего по возрасту Виктора Михайловича Кононова (в рейсе ему исполнится 65 лет). После непродолжительного пребывания в южном полушарии парусник взял курс на Сингапур.

Борт учебного судна «Надежда»,  Владивосток - Пусан - Сингапур

Автор: Иван ЕГОРЧЕВ, специально для «В»