Двойной портрет в городском пейзаже
Писать Владивосток – дело благодарное: море, ступенчатый рисунок высотных зданий… И все же у супругов Осиповых особый почерк. Их графика, помеченная фирменным значком-подписью в виде велосипеда, цепляет враз. А увидишь ее нечасто: выставки для Осиповых не самоцель, в салоне все продается влет. К слову, чета художников и личным присутствием не балует народ. Попросту говоря, Оксана и Евгений тусоваться не любят. Говорят, что у них своя тусовка – на двоих... Хотя лукавят, рассматривать отдельно жизнь и творчество Оксаны и Жени невозможно. Они и на вопросы «В» отвечали одновременно.
Писать Владивосток – дело благодарное: море, ступенчатый рисунок высотных зданий… И все же у супругов Осиповых особый почерк. Их графика, помеченная фирменным значком-подписью в виде велосипеда, цепляет враз. А увидишь ее нечасто: выставки для Осиповых не самоцель, в салоне все продается влет. К слову, чета художников и личным присутствием не балует народ. Попросту говоря, Оксана и Евгений тусоваться не любят. Говорят, что у них своя тусовка – на двоих... Хотя лукавят, рассматривать отдельно жизнь и творчество Оксаны и Жени невозможно. Они и на вопросы «В» отвечали одновременно.
- Оксана, Женя, откуда такая невписанность в художественную среду? Это вам не мешает? Ведь взгляд со стороны все же важен…
- Так сложилось с самого начала. Мы приехали из Сибири. Во Владивостоке уже был какой-то круг, а мы стали жить как-то параллельно. И довольно гармонично существуем друг с другом. Посторонний взгляд по большому счету нужен, чтобы объективно высказать замечание. Поскольку мы оба профессиональные художники, то можем сами оценить достоинства и недостатки творчества друг друга. И при этом не боимся обидеть, как это бывает с посторонними людьми. Художники все же очень ранимы.
- Ваше творчество всегда было совместным?
- Начнем с того, что мы уже 15 лет вместе. Учились вместе в Новоалтайском художественном училище в Сибири. Потом вдвоем приехали поступать во Владивосток в институт искусств. Как-то не получалось отдельно, да и не хотелось.
- Почему выбрали Владивосток? За романтику?
- И за это тоже. Босько Борис Георгиевич, наш преподаватель в училище, оканчивал живописный факультет во Владивостоке, хорошо отзывался о нем. Но главная причина – мы могли сюда приехать вместе. Оксана получила направление после училища в Москву, я мог поступать в Ленинграде. Но в столице вероятность, что один поступит, а второй нет, всегда больше. А нам надо было обязательно быть вдвоем. Тем более что мы нисколько не потеряли в качестве обучения. В институте у нас здесь был замечательный педагог Юрий Валентинович Собченко. К навыкам он подходил очень строго, требовал много, но давал большую свободу в творчестве. Ну и романтика… Море. Хотела, чтобы оно было рядом. Проснуться и утром увидеть синеву в окне.
- А помните первый день, когда вы приехали?
- Помним. 30 июня. За 6 дней до экзаменов. Нас привез автобус из аэропорта. Была ночь, нас высадили на улице 1 Мая. Мы не знали, как пройти к институту. Оказалось, что мы как раз возле него. Было темно, после дождя в мокром асфальте отражались огни. Мы спросили, где море. Спустились к бухте, еще не зная, что это не открытое море и на той стороне мыс Чуркина. Помним, удивились тому обилию огней. А утром Владивосток предстал во всей красе. Сияло солнце, заливая бухту. И почему-то по улице шла поливальная машина.
- Вы тогда решили, что будете писать город?
- Позже, в институте. Городской пейзаж был очень популярным жанром. Тем более что Сибирь в этом смысле гораздо беднее как натура. В маленьких равнинных городах есть любопытные уголки. Но их очень мало. Все какое-то одинаковое. Тихая провинция… А во Владивостоке абсолютно другая цветовая среда. Кстати, он очень похож на Питер. Там мы бывали на пленэрах. В пасмурный день все серо, но когда солнце - такое буйство красок.
- Принято думать, что сложившаяся комфортная жизнь мешает творчеству. И напротив, неустроенность провоцирует на поиск. Это так?
- Не может быть здесь абсолютных правил. Творчеству могут способствовать периоды острого счастья. Как и острого несчастья. Важно, скорее всего, быть эмоционально живым. В трагические моменты ты, конечно, не бежишь к мольберту. Но безусловно существует взаимосвязь личного состояния с тем, что получается на бумаге или холсте. У нас был период, который условно можно назвать «Криминальный город». Суровый по цвету, бесприютный. Сразу и не определить, чем это было вызвано. Потом был период увлечения Брейгелем, и в нескольких работах Владивосток изображен в его манере. Одну из работ этого цикла «Вечер снежного дня» мы очень любили…
- Почему выбрана реалистическая манера? Это фирменный почерк?
- На самом деле неважно, какая техника выбрана. Гораздо важнее, если удается передать некое собственное ощущение внешней среды. Необязательно ведь писать какой-то конкретный дом, а можно и написать его. Но важнее ощущение, которое потом передается зрителю.
- Для многих художников очень болезненна тема востребованности. Вы в этом плане успешны: работы хорошо продаются. Вас упрекают в ремесленничестве?
- Обратимся к истории: поначалу художник и был ремесленником, расписывал стены храмов, выполняя заказы. Эта система осталась и сегодня. Наш родственник, тоже художник, принимал участие в оформлении храма Христа Спасителя. Фрагменты одной из икон – его работа. Тоже заказ. Видимо, надо говорить о качестве. Это счастье, если художник может зарабатывать ремеслом, которому он учился 14 лет. Каждый из нас об этом мечтает. Но в основном художники зарабатывают иначе. Кто-то уходит в рекламу, мы тоже не исключительно творчеством всегда живем. Оксана: Женя года два работал в рекламном агентстве, я преподавала. Одно плохо – у художников часто бывает, что они опускают руки и не пытаются больше ничем зарабатывать. Мне кажется, что никакого труда нельзя гнушаться.
- Где грань, которую не должен перешагивать художник, чтобы не жить по принципу: «Спрос рождает предложение»?
- Это очень тонкая грань. Для каждого своя. Есть, наверное, люди, которые видят себя исключительно в творчестве. Другие работают только на продажу. Но это, по большому счету, вопрос: для чего мы живем? Для денег? Каждый сам выбирает для себя. Оксана: Но лично у меня есть еще одно мнение: все–таки должна существовать какая-то ответственность. Особенно если человек семейный. Неправильно это: «Я тут художник, а все остальное - трава не расти». А у него двое детей, жена все тащит на себе. Это какой-то паразитирующий подход. Достойно жить вполне можно. Между прочим, и творчеству помогает. Женя: В студенчестве я работал сторожем в кинотеатре. Уходил с дежурства зимним утром, в шесть часов. Город в это время особенный. Стылый... и оптимистичный: день начинается. Домой придешь - обязательно набросок сделаешь. Настроение помогает ухватить деталь. Много раз нам зрители говорили: «Надо же, а мы этого не заметили». Мы отшучиваемся: смотреть и видеть – разные вещи.
- Во многих богемных семьях все бытовые заботы лежат на плечах бабушек-дедушек. А у вас?
- Мы как-то привыкли обходиться собственными силами. Вся наша жизнь – и творческая тоже - проходит в однокомнатной квартире типовой панельки. Сами готовим, по очереди ходим гулять с Ульяной. И потом мы непритязательны в быту. Ремонт не делаем, потому что дочка как раз начала рисовать – обои пришлись ей под руку. Зачем мешать? В еде… Хорошо, конечно, посмаковать горячий шоколад. Но можно съесть и булочку. Хотя на праздник мы всегда готовим красивый стол. Любим итальянскую кухню – спагетти с грибным соусом.
- За стол зовете много друзей?
- Мы очень трепетно относимся к понятию «друзья». Проходит некий период, прежде чем мы понимаем, что человек действительно друг, на которого можно положиться в трудную минуту. Большинство наших друзей не художники. То, что они не имеют отношения к живописи, может быть, даже помогает нам. Не отрываемся от жизни…
- Почему вы редко выставляетесь? Ведь задача художника – заявить себя именно выставкой. Представить некий отчет о проделанной работе. В советский период это было данностью.
- Не скапливаются работы. Покупают, увозят, поэтому мы не можем даже взять на выставку из частной коллекции. Наверное, работаем не быстро. Какое-то время уходит на то, что делаем для конкретного заказчика. А заказывают много. Особенно те, кто уезжает насовсем. Им хочется увезти частицу города. Иногда случаются мистические вещи. Как-то один англичанин, который был во Владивостоке с длительным деловым визитом и успел полюбить город, заказал картинку - место в центре, где «повисли» деревянные домики - между парикмахерской «Руслан» и зданием почтамта. В тот момент всю площадь внизу загромождали железные киоски. Мы не стали их рисовать, изобразили просто стену, выложенную камнем. Потом киоски снесли... Сейчас мы готовимся к выставке, сделаем ее весной. Это будет еще один взгляд на город.
- Расшифруйте свою подпись. Почему велосипед?
- Все просто: Оксана и Евгений Осиповы. Две буквы «о» соединены «е». Получается велосипед.
Автор: Ольга ЗОТОВА, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), «Владивосток»