Музыкальный детектив, или Соло для альта с оркестром

В чем особенность этого инструмента, входящего в состав группы струнных симфонического оркестра? Он почти не отличается по внешнему виду от скрипки, разве что размером больше. Но та – прима. Скрипичные концерты Бетховена, Чайковского, Шостаковича, Брамса – вершины мировой музыки. Альт – средний голос оркестра. И лишь недавно этот инструмент стал солирующим…

20 февр. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1313 от 20 февр. 2003

В чем особенность этого инструмента, входящего в состав группы струнных симфонического оркестра? Он почти не отличается по внешнему виду от скрипки, разве что размером больше. Но та – прима. Скрипичные концерты Бетховена, Чайковского, Шостаковича, Брамса – вершины мировой музыки. Альт – средний голос оркестра. И лишь недавно этот инструмент стал солирующим…

Беседа корреспондента «В» с Любовью Борщевой, преподавателем академии искусств, профессором, заслуженной артисткой России, и Татьяной Чопик, ее ученицей, состоялась незадолго до концерта Тихоокеанского симфонического, намеченного на 21 февраля.

Но начать следовало бы с другого. Об альте можно написать целый детектив. Вернее о том, как удается все же играть сольные концерты во Владивостоке. Совсем недавно не было СМИ, которое бы не осветило 50-летие Юрия Башмета. Суперзвездный альтист безусловно внес свой вклад в популяризацию инструмента. И лишь единицы, в том числе Любовь Борщева, помнят, что в 70-е годы на конкурсе им. Баха однокурсник Любови Борисовны по Ленинградской консерватории Михаил Кугель получил первую премию. А Юрий Башмет лишь вторую. Но сейчас Кугель играет в Бельгии, эмигрировал после пяти «невыездных» лет…...

О Башмете отдельный разговор. Музыка – трудная стезя. Кто поспорит? Но и судьбы разные. Без звезд не обходится. Сойдутся они – глядишь, и на земле «звездой» станет больше. Юбилейные башметовские концерты потрясли музыкальный мир. Шутка ли, альтисту, живущему и здравствующему, Канчели посвятил свое сочинение «Стикс». И рады бы все по городам и весям исполнять, да с нотами проблема. Партитуру для всего оркестра добыть просто невозможно. Нет, конечно, ноты можно заказать за рубежом, где их, как и всего остального, достаточно. Но платить немыслимые деньги российские музыканты за редким исключением не в состоянии. Любовь Борисовна может об этом много порассказать. Чего стоит история о том, как каждый год, уезжая на стажировку в Ленинград, она запасалась… балыками и икрой. Ноты выменивала на дефицитный продукт. Но и деликатесы не всегда выручали. Бывало, ее отсылали… в Венгерскую национальную библиотеку или в Париж. К семье композитора Бруха – обладательнице авторских прав.

И все же во Владивостоке звучали альтовые концерты. И не однажды. Для этого приходилось пускаться на хитрости. К примеру, знаменитый Концерт для альта Шнитке. Сочинение до сих пор не издано в России. Владелец нот Башмет ни за что не хотел делать эксклюзив достоянием многих. Но в Волгоградском симфоническом оркестре его каким-то образом играли, остались ноты партий. Скажем, что по отдельным партиям играть невозможно. И Любовь Борисовна уговорила мужа, опытного дирижера Сергея Борщова, составить партитуру. Так в 1998 году Владивосток услышал знаменитое произведение.

Любовь Борисовна, педагог с почти сорокалетним стажем, сыплет именами, названиями оркестров разных стран, в которых играют сегодня ее многочисленные выпускники.

Вот и нынешняя аспирантка, Татьяна Чопик, перспективная и одаренная, ученица Борщевой. К слову, здесь тоже не обошлось без детектива. В музыкальном училище Таня училась у другого педагога, который и обратился к Любови Борисовне за советом. Как справиться с своенравной девчонкой, схватывающей все на лету? С переходом от одного преподавателя к другому возникли сложности, и Любовь Борисовна взяла под свою опеку Татьяну негласно. Все выяснилось на экзаменах, по почерку. Воссоединились ученик и учитель лишь в академии. Оркестр – особый разговор. Здесь Татьяна солирует. Нынешний руководитель и дирижер Сергей Примак считает, что альтистки такого уровня, как Татьяна Чопик, нет в других оркестрах до Урала. Рад, что наш Тихоокеанский держит марку. Словом, до встречи в концертном зале завтра. Послушаем Вагнера, Прокофьева, Бартока.

Автор: Ольга ЗОТОВА, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), «Владивосток»