В поисках коровы и счастья
Чуть больше 500 рублей в месяц – таков сегодня средний доход на человека в семье Ракицких, где растут одиннадцать детей. Об этом написала в своем большом письме, на 14 тетрадных листах в клеточку, многодетная мама Надежда Владимировна. Главная забота Ракицких сейчас – купить корову. Прежнюю кормилицу сбила машина, а купить новую нет никакой возможности – средний заработок мужа, бульдозериста, 2100 рублей, а дойная буренка стоит как минимум в пять раз дороже. Хотя для детей, младшему из которых, Бориске, всего семь месяцев, молоко – главная еда.
Чуть больше 500 рублей в месяц – таков сегодня средний доход на человека в семье Ракицких, где растут одиннадцать детей. Об этом написала в своем большом письме, на 14 тетрадных листах в клеточку, многодетная мама Надежда Владимировна. Главная забота Ракицких сейчас – купить корову. Прежнюю кормилицу сбила машина, а купить новую нет никакой возможности – средний заработок мужа, бульдозериста, 2100 рублей, а дойная буренка стоит как минимум в пять раз дороже. Хотя для детей, младшему из которых, Бориске, всего семь месяцев, молоко – главная еда.
Можно не сомневаться, прочтя эти строки, многие воскликнут: «А когда рожали, думали, чем детей кормить станут!». И по-своему будут правы. Но лишь отчасти, потому что это очень простой ответ на далеко не простой вопрос.
Бесстрастная статистика утверждает: если демографическая ситуация в стране в ближайшие год-два не изменится, к 2010 году население России сократится на 22 млн. человек. К слову, за время царствования Николая II население страны как раз приросло на те же 22 миллиона.
Что касается житейской стороны вопроса, портрет семьи Ракицких нельзя написать только чистыми, яркими красками - темных тонов здесь тоже хватает. Но главное в том, что детей здесь искренне любят, их появлению радуются, как чуду.
И опять же к счастью Ракицких, не перевелись еще люди – неравнодушные и деятельные, которые любят не только своих ребятишек, но и чужих. К их числу относится Олег Петрук, руководитель Владивостокского общества помощи детям, в прошлом преуспевающий бизнесмен, сейчас верующий человек, многодетный отец, в его семье трое сыновей и дочка, которой еще нет и года.
Он сразу же откликнулся на письмо Надежды Владимировны. И ранним февральским утром мы отправились на его машине в Славянку – познакомиться с семьей и корову присмотреть. Как оказалось, Олег имеет определенный опыт в этом деле. Не так давно покупал телочку для семьи Петра и Виты Мунделеевых из пос. Ольга, у них четверо детей. Уже не первый год помогает артемовской многодетной семье Белкиных, в которой 12 детей. Подарил им свой микроавтобус, с помощью прихожан помог достроить гараж, прикупить живность.
- Это только начало, - с воодушевлением говорит Олег Петрук, - мы собираемся создать в Приморье ассоциацию многодетных семей. Ведь за такими семьями – большими, дружными, работящими – будущее России. Не сочтите за высокопарность. Это действительно так. Просто им нужно помочь выбраться из нужды и научиться самим зарабатывать на своих детей. Здесь я придерживаюсь принципа: чтобы накормить человека – нужно дать ему не рыбу, а удочку.
БАРАК У СОПКИ ЛЮБВИ
Ветхий многосемейный барак на ул. Ленинской, 15, где живет семья Ракицких, стоит прямо у дороги, под боком у сопки Любви, в старой Славянке. Здесь по-деревенски остро пахнет сеном, землей, громко гогочут гуси и кудахчут куры.
На заливистый собачий лай из двери под номером 3 выглянул чумазый чернявенький пацаненок лет 12. Он по-хозяйски прицыкнул на дворнягу и повел нас через небольшой двор, перегороженный мини-трактором, здесь же из-под снега выглядывал полуразобранный мотоцикл «Урал».
Наше неожиданное появление привело всех в немалое замешательство. Большое семейство, мал мала меньше, только проснулось и высыпало нам навстречу: неприбранное, лохматое, но при этом такое гостеприимное, что мы тоже разулыбались в ответ.
- Вы, видно, еще не завтракали – налетай, - предложила я, выгружая на стол редакционный гостинец: соки, йогурты, огромный кулек конфет. – Сейчас чай будем пить!
- А у нас заварка давно кончилась, - тихо заметила смуглолицая девчушка.
- Будет тебе, Настя, - тут же одернула дочь Надежда Владимировна. И тут же, сама не выдержав, добавила: - Мы вчера последний килограмм риса сварили. Я и мужу сегодня сказала: «На обед не приходи, все равно ничего нет».
Пока младшие с аппетитом наворачивали йогурты, а старшие переносили из машины коробки с одеждой, обувью (их передало Владивостокское общество помощи детям), Надежда Владимировна коротко поведала историю своей большой семьи.
- Мы переселились из Казахстана. В Славянке вот уже десять лет. Здесь родились Настенька, Олеся и Бориска. Я уже решила было остановиться, не рожать больше, но так случилось, что мы потеряли старшего – Бориса. Он служил в Чечне, вернулся, а погиб уже здесь. Не проходило дня, чтобы я его не вспоминала. Да и муж тогда словно мертвый стал. Вот так появился на свет младшенький, которого в честь брата назвали Бориской. И муж вроде как отогрелся.
Семимесячный Бориска и впрямь не ребенок, а загляденье: глазки, как угольки, на щечках ямочки. Его с рук не спускают, особенно Володя, он как раз прибыл домой на побывку из г. Свободного, где служит в железнодорожных войсках.
Живут Ракицкие в старом, прогнившем бараке с печкой – 13 человек на 40 кв. м. Тесно, грязновато, спят на сколоченных из грубых досок палатях, уроки делают за кухонным столом. Конечно, можно было бы и здесь какой-никакой порядок навести, но Надежде Владимировне, видимо, везде не поспеть. Сейчас у нее на руках кроме Бориски еще внучка Дианочка. А может, просто нужда придавила. Только в одной комнате можно было увидеть следы былой роскоши: телевизор с «видиком», кассеты и много-много книг на полке через всю стену. Читать здесь любят.
Бывший глава администрации Хасанского района несколько лет назад, когда Надежда Владимировна работала в администрации техничкой, обещал многодетной семье трехкомнатную благоустроенную квартиру, Ракицкие были согласны даже на цокольный этаж. Сейчас об этом уже никто не вспоминает. И это несмотря на то, что в семье есть ребенок-инвалид (Радомиру было два годика, когда он потерял слух), сейчас ему уже 14, он учится в школе-интернате в пригороде Владивостока, но на каникулы всегда приезжает домой.
ИМЯ НА УДАЧУ
- Мне часто колют глаза: зачем столько нарожала? - со слезами в голосе говорит Надежда Владимировна, миловидная женщина, которой на днях исполнилось 44 года. – Как людям объяснить, что мы с мужем любим детей. Имена им дали красивые - на счастье, на удачу: Ян, Мирослав, Радомир, Вацлав, Мстислав, Настенька, Олеся. Конечно, будь у нас меньше ребятишек – нам бы легче жилось, но сколько душ тогда бы в свет не пришло.
А то, что так тяжело живем, виноваты не только мы. Муж у меня не пьяница какой-то, я тоже. Он работает на бульдозере, не прогуливает, а больше 2,5 тысячи рублей в месяц все равно заработать не может. Старшая дочь Алла трудится на фабрике и получает 1600 рублей (а у нее маленькая дочка, мы живем все вместе), Ян, он сантехник, подрабатывает где может, но тоже за копейки.
А дети у нас неплохие. Конечно, они не ангелы, бывает, и подерутся, но друг за друга – горой: хоть в школе, хоть во дворе. Вот уже четвертый сын учится в ПТУ-35, там можно получить хорошую рабочую специальность.
Пятеро – школьники. Сами знаете, сколько денег нужно, чтобы отвести их в класс. А мне дали в помощь 500 рублей на всех пятерых, и те получила, когда уже первая четверть закончилась. Вот и живи, как знаешь и как можешь. У нас в Славянке вообще нет льгот для многодетных семей: ни 30-процентной скидки на лекарства, ни 50-процентной льготы на проезд, а семей таких здесь больше ста. Уголь тоже только под субсидию можно взять. Мы аж в январе смогли привезти 3,5 тонны, когда нашли тысячу рублей взаймы, а так ползимы мальчишки из оврага сухостой таскали.
Действительно, перечисленных выше льгот для многодетных семей, где растут больше 360 ребятишек, в Хасанском районе сегодня нет. Но, справедливости ради, нужно сказать, что в начале 90-х годов администрация района немало помогала Ракицким, особенно когда они пытались организовать фермерское хозяйство. И ссуду беспроцентную давала: тогда появился в семье мини-трактор, большой участок земли, огород. Дирекция зверосовхоза «Славянский» помогла приобрести по минимальным ценам крупный рогатый скот, свиней.
Но фермерское хозяйство у Ракицких не заладилось: то ли умения не хватило, то ли старания.
Признаться, меня этот факт расстроил и насторожил, но Олега Петрука он нисколько не смутил. Он считает, что семье нужно дать еще шанс, а если потребуется, и два. А начать решил с коровы. Она появится у Ракицких, как только проклюнется первая травка (сейчас нет сена, да и сарай не готов). Олег Петрук это твердо пообещал. А на прощание протянул Надежде Владимировне конвертик: «Это на продукты. Накройте красивый стол и приготовьте вашему папе вкусный обед!».
Когда мы прощались, в доме дым стоял коромыслом: топилась печь, мылась посуда, мелись полы. И почему-то поверилось, что все еще у Ракицких будет хорошо. Ведь имена здесь детям давались на счастье. И жизнь – тоже.
Автор: Тамара КАЛИБЕРОВА, «Владивосток», (фото автора и из семейного альбома Ракицких), пос. Славянка