Точка в деле «ЧТК»
Как уже сообщал “В”, в минувшее воскресенье в экономической зоне КНДР пограничным сторожевым кораблем “Приморье” был задержан промысловый траулер “ЧТК-01” с незаконно выловленным крабом. Погоня пограничников за браконьером началась в экономической зоне России и продолжалась более суток, как крайняя мера для остановки рыбацкого судна был применен огонь на поражение.
Как уже сообщал “В”, в минувшее воскресенье в экономической зоне КНДР пограничным сторожевым кораблем “Приморье” был задержан промысловый траулер “ЧТК-01” с незаконно выловленным крабом. Погоня пограничников за браконьером началась в экономической зоне России и продолжалась более суток, как крайняя мера для остановки рыбацкого судна был применен огонь на поражение.
Для дальнейшего разбирательства в понедельник вечером СТР “ЧТК-01” под конвоем был приведен в бухту Тихая. Во вторник наши корреспонденты побывали на борту браконьера и сторожевого корабля “Приморье”.
Ржавое, с облупленной краской и закопченной донельзя дымовой трубой браконьерское судно, казалось, простояло у стенки без ремонта несколько десятков лет. Смятый правый борт и покореженные с этой же стороны заграждения - повреждения, полученные при задержании, но даже на первый взгляд сухопутного человека - как вообще на подобном корыте можно было выходить в море? Отчего-то думалось, что браконьерский траулер изрешечен пробоинами и еле держится на плаву – но нет, следов от пуль я не увидел. Тем более в бухту Тихую СТР дошел своим ходом. От лирики – к обстоятельствам дела.
Командир “Приморья”, капитан второго ранга Александр Симонов рассказал о нашумевшем задержании. Рыбацкое судно находилось в дрейфе, когда проходивший мимо пограничный корабль дал сигнал “принять осмотровую группу”. При подходе катера с осмотровой траулер неожиданно дал полный ход и направился в сторону границы. Уходило драгоценное время – пока осмотровая команда вернулась на борт, пока подняли катер, браконьер уже успел значительно оторваться. Его скорость была немногим меньше, чем у сторожевика – 10 узлов против 11 у “Приморья”, однако только спустя несколько часов, уже к вечеру, пограничник смог догнать уходившее в сторону Кореи судно. Предупредительные очереди из автомата Калашникова, а через некоторое время - из спаренного 30-миллиметрового орудия никаких видимых и невидимых результатов не дали: в наступивших сумерках траулер погасил судовые огни и продолжал идти в направлении Корейского полуострова. Погоня продолжалась во мраке ночи. Утром следующего дня, уже находясь в экономической зоне КНДР, браконьер
ская посудина вдруг решила сменить гражданство – вместо спущенного российского триколора “ЧТК-01” поднял южнокорейский флаг. Попытки высадить осмотровую группу не удались – капитан траулера опасно маневрировал. В 9 часов утра капитан боевого корабля принял решение: открыть огонь на поражение. Несколько автоматных очередей по нежилым помещениям и надстройкам траулера (дабы не пострадал экипаж) вроде бы оказались действенными – судно остановилось и сообщило по радио: “Опасно ранен член экипажа, буфетчица. Находится в критическом состоянии”. С “Приморья” опять спустили катер, в состав осмотровой группы был включен квалифицированный врач, но – это было просто очередной уловкой. Воспользовавшись тем, что на прием осмотровой назад на “Приморье” требуется время, “ЧТК-01” дал полный ход и вновь попытался уйти. Сторожевой корабль, после предупредительных выстрелов имел полное право открыть огонь на поражение и утопить нарушителя границы, но командиром корабля Александром Симоновым было принято более гуманное по отноше
нию к экипажу решение. Догнав траулер, сторожевик несколько раз наваливался носом на его правый борт, трещало и скрипело покореженное железо и в результате, после одного из таких “навалов”, едва не перевернувшего рыбацкую посудину, краболов остановился и принял осмотровую группу на борт.
Десять матросов, три офицера и инспектор рыбоохраны поднялись на борт СТР не встретив сопротивления. При досмотре было обнаружено несоответствие пород краба указанным в разрешении – документы на вылов имелись на 50 тонн красного краба-стригуна, обнаруженный в чанах краб-стригун Опилио и камчатский на рынке и аукционах Японии ценится гораздо дороже. Мало того, что промысел этих видов российским законодательством запрещён, среди особей, находившихся в чанах траулера, были самки крабов, которые в любом случае должны быть сразу же выпущены на волю! На борту “ЧТК-01”, оформленного для загранплавания и вследствие этого вообще не имевшего права рыбачить в экономической зоне России, также был обнаружен человек не имеющий при себе никаких документов.
Командир “Приморья”, капитан второго ранга Александр Симонов подчеркнул, что впервые в его практике браконьер не остановился после предупредительных выстрелов. “Они делали всё, чтобы уйти. Мы сделали все, чтобы этого не допустить” - сказал он. – Если бы траулер не остановился, я вызвал бы самолет. 10 минут - и бомбами судно было потоплено, мы имели на это право. Оставшийся в живых экипаж, естественно, был бы нами спасен”.
Пресс-конференция закончена, мы переходим на катер, который и доставляет нас на едва не погибший траулер. Впечатление не из приятных, вблизи посудина выглядит ещё страшнее. Переходим на “ЧТК-01” вместе с инспекторами Приморской государственной морской инспекцией ТОРУ ФПС. Специалисты тут же приступают к работе. Сотрудник Института биологии моря ДВО РАН Сергей Масленников демонстрирует присутствующим нескольких живых крабов – камчатского и стригуна-Опилио, один из морских животных тянет килограммов на пять. “Примерная цена, за которую эта живая особь, ей примерно лет 18, уйдет на японском аукционе за 200 долларов” - комментирует Сергей. – За последний год цена на крабов в Японии повысилась на 40 процентов. Краба в страну Восходящего солнца везут не только русские рыбаки, и американцы и австралийцы – ведь на подобный товар именно в этой стране самые высокие в мире цены, за живых крабов японские гурманы выкладывают очень неплохие по российским меркам деньги”
Особям стригуна-Опилио и камчатским крабам, находившимся в чанах “ЧТК-01” в этот день повезло, они не отправились на столы гурманов. Во вторник вечером их живых и по большей части невредимых выпустили назад в море. И команда судна-браконьера этим обстоятельством очень довольна. Ведь штраф они будут платить только за мертвых и покалеченных животных. 700 рублей за мертвую особь камчатского и 460 за стригуна-Опилио, и 50 процентов от суммы штрафа за подраненного животного. Из 15 с лишним тонн, находившихся в трюмах траулера деликатесных морских обитателей, большая часть живая, то есть сумма штрафа будет вполне по силам браконьерам. Один “удачный” для них рейс – и доход от продажи многократно превысит затраты. “ЧТК-01” только в прошлом году дважды задерживался за незаконный промысел. Судя по всему, в скором времени он снова выйдет на “промысел”. Слишком мягкие у нас законы.
Автор: Андрей ГОРЯЙНОВ, Вячеслав ВОЯКИН, «Владивосток»