Крошка Цахес - без ширмы и кукол
Театральный эксперимент всегда интересен, тем более когда он связан с именем, прямо скажем, не самым популярным в современной среде. Речь идет о классике немецкой литературы Эрнсте Теодоре Амадее Гофмане, сочинявшем свои странные сказки на рубеже XVIII –XIX веков. Пожалуй, большинству сегодняшних зрителей это имя известно благодаря балету “Щелкунчик”, который Чайковский создал на сюжет сказки Гофмана, полной тонкой философской иронии и причудливой фантазии, доходящей до мистического гротеска, как и все произведения, созданные этим автором.
Театральный эксперимент всегда интересен, тем более когда он связан с именем, прямо скажем, не самым популярным в современной среде. Речь идет о классике немецкой литературы Эрнсте Теодоре Амадее Гофмане, сочинявшем свои странные сказки на рубеже XVIII –XIX веков. Пожалуй, большинству сегодняшних зрителей это имя известно благодаря балету “Щелкунчик”, который Чайковский создал на сюжет сказки Гофмана, полной тонкой философской иронии и причудливой фантазии, доходящей до мистического гротеска, как и все произведения, созданные этим автором.
Премьера Приморского краевого театра кукол называется “Гофманиана, или Цахес forever”. Автором пьесы, созданной по мотивам сказок Гофмана, впрочем, как и музыки, стал известный в городе бард Сергей Рыбалка. Надо отдать должное автору, который сочинил сложную и достаточно цельную драматическую структуру. А воплотил ее на сцене художественный руководитель театра кукол заслуженный работник культуры России Виктор Бусаренко.
Авторы назвали жанр спектакля музыкальной фантасмагорией. И в лучших сценах действительно возникает ощущение чего-то загадочного, странного и, как это бывает в жизни, одновременно притягательного. Драматургия сложна и философична, а происходящая история довольно мрачная и вызывает, видит бог, не самые радостные многочисленные ассоциации. Тем не менее Бусаренко создал спектакль живой, яркий, иногда озорной, а потому все действие смотрится на одном дыхании.
В такое восприятие спектакля свою лепту внесли художники. События “Гофманианы” по условиям игры происходят на кладбище, но у Людмилы Тимофеевой атрибуты этого скорбного места изящны и легки, сцена залита светом. Изобретательны, красочны и остроумны костюмы сказочных персонажей, придуманные Викторией Просвирниной.
Поскольку “Гофманиана” - спектакль-эксперимент, в нем нет привычных ширм, кукол - всего того, что и составляет специфику кукольного театра. И актеры (в спектакле занят весь творческий состав театра) действуют на подмостках, что называется, в живом плане, как это происходит в любом драматическом театре. Прежде скрытые от зрительского взора за ширмой, актеры-кукольники великолепно двигаются, что позволило балетмейстеру Андрею Нартову осуществить постановку многочисленных танцевальных номеров. Вокальные способности актеров нашли свое приложение в довольно сложных музыкальных партиях, которые достойно прозвучали, в том числе благодаря музыкальному руководителю постановки Владимиру Смирнову.
В спектакле есть точные придумки, соотносящиеся именно со спецификой театра кукол: похороны, сделанные приемом театра теней, полумаски на лицах некоторых персонажей, вынос кукольного тельца усопшего Цахеса. Но хотелось бы, чтобы подобных придумок было много больше. Творчество Гофмана дает повод к разного рода мистификациям, тем более что для этого сказочника ничего невозможного просто не существовало.
Ну и, конечно, нельзя не отметить целый ряд отличных актерских работ. Прежде всего это прекрасно держащая форму заслуженная артистка России Людмила Овчинникова - Кот Мурр в ее исполнении грациозен, стремителен и вальяжен. Смешная и точная характерность есть у Валентина Свиридова - милого, наивно-глуповатого Князя и у бесконечно инфантильного Принца - Ивана Перепелкина. Хороши персонажи свиты и сама принцесса Юлия - Екатерина Сергеева, Гедвига - Елена Яковец, Крейслер - Денис Шамрин, Барон - Роман Грек, Советница - Екатерина Серебрянская, Профессор - Владимир Кахно, Кот Муций - Вадим Перфилов. Убедителен, особенно внешне, крошка Цахес в исполнении актрисы Виктории Яскиной: маленький горбун с пальчиками, как у скелетика, в наполеоновской треуголке и глухом сером френче, напоминающем костюмы многих не по-доброму известных политических деятелей мировой истории (не к ночи будь помянуты!). Рисунок схвачен верно, надо надеяться, что придут и острота, и внутренняя глубина в этой наитруднейшей роли.
Спектакль “Гофманиана” состоялся. Радуют в нем сочетание сложного и простого, актерский азарт, зрелищность и кураж. И когда в финале все участники дружно и весело поют в казалось бы далеком от нас гофмановском материале о бессмертном русском (и только русском!) “Авось!…”, все становится ясно и прозрачно, приближается к нам, сегодняшним зрителям.
Автор: Галина ОСТРОВСКАЯ, cпециально для «В», (фото из архива театра кукол)