Топограф на задворках империи
Первым человеком, прошедшим с изыскательскими целями по всей прибрежной границе нынешнего Сихотэ-Алинского заповедника от урочища Абрек до Джигитовки.
Первым человеком, прошедшим с изыскательскими целями по всей прибрежной границе нынешнего Сихотэ-Алинского заповедника от урочища Абрек до Джигитовки.
СТРАШНЫЙ МЫС
Летом 1874 года он прибыл из Иркутска во Владивосток в составе топографической экспедиции подполковника Логгина Большева, имевшей целью нанести на карту еще не известное никому побережье Японского моря и Татарского пролива между заливами Пластун и Декастри (ныне Чихачева). Каждому из 11 топографов полагалось исследовать береговую полосу на протяжении в среднем 100 верст, собрать коллекции растений, насекомых и животных, описать быт и обычаи местных жителей. Съемочным партиям было придано по 9 солдат и по большой лодке для перевозки груза вдоль морского берега.
В конце июня 1874 года транспорт «Манчжур» высадил первые две партии топографов на берег перед устьем Сагенбеи (Серебрянки), не довезя их до начальной точки съемок около 20 верст. И съемщики рискнули на своих утлых ладьях преодолеть это расстояние. Команды, по ходу осваивая греблю на тяжелых неуклюжих баркасах, сразу же приняли морское крещение, и один из топографов - Александр Краморев едва не погиб на прибрежных камнях с солдатами, багажом и инструментами. Мыс у входа в бухту Терней, где терпела бедствие партия Краморева, окрестили Страшным, и название это сохранилось до наших дней. Егоров учел ошибки товарища и благополучно миновал опасное место. Из бухты Тавайза Краморев отправился с маршрутной съемкой на север, в сторону Амгу, а Егоров на юг, к Иодзыхе (Джигитовке). Он первым описал небольшое аборигенное селеньице в низовье долины Санхобе, состоявшее из пяти фанз с 35 жителями-тазами, где впоследствии появился поселок Терней.
РЕКА ПОГИБШЕГО СОЛДАТА
Егоров, снимая береговую полосу, спустился к водоему и окрестил его озером Благодати. 26-летнего топографа и его команду поразила красота озера, но более всего обилие рыбы, птиц, зверей, грибов и ягод вокруг него.
Егоров также нанес на карту побережье от Джигитовки до реки Яодаху (Кедровка), включая берега заливов Джигита и Пластуна. Только в начале октября клипер «Абрек» забрал команду Егорова. Однако штурман судна насчитал только восемь нижних чинов вместо девяти. 9 августа 1874 года Егоров доложил начальнику экспедиции, что рядовой Петр Кучковский при переходе через утес оборвался, упал в море и утонул. Трагедия произошла на скалах в районе мыса Счастливого, недалеко от бухты Иноковая на территории нынешнего Сихотэ-Алинского заповедника. Именем Кучковского назвали речку, а именем топографа Егорова - мыс на восточном побережье залива Джигит. К сожалению, реку, на берегу которой был похоронен солдат-первопроходец, к нашим дням переименовали в Большую Иноковую.
Автор: Евгений СУВОРОВ, пос. Терней, специально для «В»