С добрыми помыслами

Гладко было на бумаге... Вспоминается русская пословица. Овраги случились неожиданно для Дальневосточного государственного университета, потому как благой исход затеянного дела не вызывал сомнений с самого начала. Поясним, речь идет о переходе Владивостокского педагогического колледжа № 1 в состав ДВГУ. Постановление о ликвидации колледжа губернатор Приморского края Сергей Дарькин подписал 25 ноября 2002 года.

14 февр. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1310 от 14 февр. 2003

Гладко было на бумаге... Вспоминается русская пословица. Овраги случились неожиданно для Дальневосточного государственного университета, потому как благой исход затеянного дела не вызывал сомнений с самого начала. Поясним, речь идет о переходе Владивостокского педагогического колледжа

№ 1 в состав ДВГУ. Постановление о ликвидации колледжа губернатор Приморского края Сергей Дарькин подписал 25 ноября 2002 года.

Идея интеграции педагогических колледжей

№ 1 и 2 с ДВГУ основывалась на постановлении правительства Российской Федерации от 17.03.2001 г. № 676 «Об университетских комплексах» и необходимости развития педагогического образования в Приморском крае. В августе 2002 г. при полном согласии трудовых коллективов педколледжей, ученого совета ДВГУ и администрации Приморского края начался процесс интеграции. Были подписаны соответствующие постановления губернатора Приморского края, предусматривающие передачу краевого имущества в безвозмездное пользование Дальневосточному государственному университету, обеспечивающие трудоустройство всех сотрудников в ДВГУ, перевод учащихся, соглашения о взаимных обязательствах по финансированию и др. При решении этого комплекса вопросов процедура ликвидации, определенная дополнительным постановлением губернатора в ноябре 2002 года, носила бы чисто формальный характер. Именно так - гладко - все и произошло с Владивостокским педагогическим колледжем № 2 и средней общеобразовательной хореографической школой. А вот в коллективе колледжа № 1 развернулись споры. Его директор Виктор Зайков в беседе с корреспондентом «В» сказал:

- Почему по поводу этого объединения произошла дискуссия, мне не очень понятно. Думаю, в первую очередь вызвала раздражение формулировка -

«ликвидация». Людей она напугала. Тем более что обстановку последних лет в колледже не назовешь стабильной. Мы стали набирать значительно меньше студентов, что обусловлено демографическим фактором. К примеру, четыре года назад набор составлял 600 человек, сейчас - 250. В это же время увеличилась численность учащихся в нашем же структурном подразделении - педагогической гимназии: 470, почти столько же, сколько студентов. Произошел некий перекос - педагоги по сути дела выступали в роли школьных учителей. А нужно было бы думать о будущем качественном изменении педколледжа, в этом случае переход в состав университета - абсолютно оправданная мера.

Другое дело, что сам процесс перехода стоило, вероятно, построить иначе. Объявили о ликвидации колледжа несколько месяцев назад, но потом все приостановили. Неясность же - всегда повод для домыслов. Что будет с каждым преподавателем? Некоторые из них учились здесь в свое время, теперь работают. За 40 лет одна запись в трудовой. Понять их беспокойство можно...

Примечательно, что корреспондент

«В» встретился с Виктором Васильевичем как раз в ДВГУ, где Зайков обсуждал последние подробности перехода колледжа под университетское «крыло». Проректор ДВГУ Борис Резник дал свой комментарий:

- Коллективное решение - порой очень сложное. Нельзя утверждать, что коллективный разум всегда лучше. Ведь коллектив может не знать того, что должен знать руководитель. Мне кажется, сама идея перехода колледжа в состав ДВГУ правильная. У меня в руках документ, который обсуждался на 7-м съезде российского союза ректоров, он прошел 5-6 декабря 2002 года (к слову, мы начали реорганизацию гораздо раньше, в августе, по сути предвосхитив формальные решения). Сейчас принимается программа

«Педагогическое образование в России», над ней работает группа во главе с научным руководителем, ректором Московского педагогического государственного университета, членом-корреспондентом Российской академии наук, академиком Российской академии образования В. Матросовым. Здесь есть такая глава: «Проблемы и основные задачи совершенствования педагогического образования». Позвольте небольшую цитату: «Что заботит педагогическое сообщество? Примерно шестая часть учителей не имеет высшего образования... Остается высокой доля педагогов, имеющих среднее профессиональное и даже только среднее образование. В условиях перехода к профильному обучению ситуация становится нетерпимой (!)». Очень сильно сказано. И это в тех условиях, когда в стране просто всплеск интереса к высшему образованию! На заседаниях рабочих групп ДВГУ и педагогических советах колледжей № 1 и 2 исходили как раз из тех соображений, что мы просто обязаны удовлетворить спрос на качественное образование. Никто не вел речи о закрытии колледжей, более того, колледж становится структурным подразделением университета, где мы планируем обязательно сохранить среднее профобразование. Но тем, кто желает получить высшее педагогическое образование, надо дать такую возможность. Это центральная идея. Странно слышать, что мы что-то хотим «хапнуть» (слово-то какое), что нас интересуют только деньги. Это по крайней мере необъективно. ДВГУ - университет государственный, из 84 специальностей университета едва ли не половина являются некоммерческими. К примеру, физика, химия, биология, история... Мы не только их сохраняем, но и развиваем, вкладываем внебюджетные деньги. Скажите мне, какой вуз сейчас возьмется за педагогическое образование? На нем невозможно заработать. Конечно, реорганизация предполагает некий график. Мы стали жертвами сложившихся обстоятельств и уверенности в том, что выигрышность перехода никому не надо доказывать. Его обоснованность не подлежит сомнению. Поясню, образовательные учреждения финансируются администрацией Приморского края в соответствии с законом о бюджете. По соглашению, которое было заключено с Дальневосточным госуниверситетом, ряд финансовых обязательств мы взяли на себя, в частности коммунальные платежи. Но дело здесь не решается росчерком пера, даже и губернаторского. Внести поправки в бюджет Приморского края нужно через законодательное собрание. Мы решили, что учебный год должен начаться, а решение о реорганизации оформим позже, когда будет сформирован бюджет на 2003 год. Тем временем совместно продумывали программу высшего и дополнительного образования. Подобную же процедуру перехода в состав ДВГУ претерпел и колледж № 2. И никаких проблем не возникло. Мы объяснили, что слово «ликвидация» касается только юридического лица. Для педагогов ничего не меняется. Они написали заявление об увольнении переводом из колледжа № 2 в университет. И были приняты в состав коллектива педагогического колледжа ДВГУ. На такие же должности с такой же заработной платой. И все. Более того, в вузах раз в пять лет проводится аттестация преподавателей. Но она не распространяется на колледж.

Что касается собственности... Повторю, университет - государственное учреждение.

«Урвать» (в чем нас пытаются обвинить) государственную же собственность - бессмыслица. В заключение скажу, у меня лично довольно большой опыт по реорганизациям. Я понимаю, как можно взволновать коллектив. Достаточно одной реплики, выгодной кому-то. Вспомните историю здания ДВГУ на Мордовцева, 12... В 1995 году, когда было принято решение о его передаче университету, общественность (а на самом деле несколько человек с личными амбициями) поднялась на «защиту». Сегодня здесь обучаются 2,5 тысячи студентов, замечательная библиотека, Интернет-центр. Все служит для решения образовательных программ Приморского края. У нас добрые помыслы. Я думаю, руководство и коллектив педколледжа № 1 нас поймут и поддержат.

Автор: Ольга ЗОТОВА, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), «Владивосток»