Верхи захотели – низы смогут?

Слово «реформа» сегодня, прямо скажем, не в почете. Вот и очередной проект администрации президента РФ по реформе системы местного самоуправления воспринимается гражданами без особого воодушевления. А точнее, массы просто еще не разобрались, что к чему. И неудивительно – во-первых, пока реформа представлена лишь парой законопроектов, а во-вторых, она по определению «усваивается» труднее, чем реформа ЖКХ или МПС. Хотя, как и полагается реформе государственного масштаба, отразится в конечном счете на каждом.

4 февр. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1303 от 4 февр. 2003

БРОДИТ ПРИЗРАК ПО РОССИИ...

Слово «реформа» сегодня, прямо скажем, не в почете. Вот и очередной проект администрации президента РФ по реформе системы местного самоуправления воспринимается гражданами без особого воодушевления. А точнее, массы просто еще не разобрались, что к чему. И неудивительно – во-первых, пока реформа представлена лишь парой законопроектов, а во-вторых, она по определению «усваивается» труднее, чем реформа ЖКХ или МПС. Хотя, как и полагается реформе государственного масштаба, отразится в конечном счете на каждом.

На прошлой неделе в Хабаровске у полпреда президента в ДВФО Константина Пуликовского прошло совещание с участием самого Козака и представителей органов власти всех дальневосточных территорий. Открывая разговор, Дмитрий Козак призвал к «откровенному, конструктивному, вдумчивому» разговору и заметил, что существующая система МСУ «не устраивает никого – ни власть всех уровней, ни граждан». Замминистра экономического развития и торговли РФ Виталий Шипов разъяснил: многие законы декларативны, то есть необязательны для исполнения, в распределении полномочий – полная неразбериха, а межбюджетные отношения сносно регулируются лишь на уровне «федеральный бюджет – субъект Федерации». Поэтому лишь половина муниципальных образований России имеют собственные бюджеты, а «без бюджета это только пародия на самоуправление».

Все правильно. Вот только хабаровское совещание тоже показалось пародией. Впрочем, сначала - о сути названных законопроектов.

ОТ МОСКВЫ ДО САМЫХ ДО ОКРАИН

Знаменитую «путинскую вертикаль» никто ломать не собирается. Вместе с тем реформа предполагает децентрализацию власти и вывод муниципалитетов (сегодняшних городских и районных администраций) из-под фактического подчинения руководителям субъектов Федерации - губернаторам. Четкое разграничение полномочий должно закрепить за каждым уровнем власти круг обязанностей, в исполнение которых вышестоящему уровню вмешиваться будет запрещено. Кроме того, планируется сделать обязательным финансовое обеспечение полномочий: для выполнения задач за каждым уровнем власти будет закреплена собственная доходная база, причем передавать полномочия без финансовых обязательств будет нельзя.

Уже к 2004 году все субъекты должны будут по-новому «нарезать» у себя муниципалитеты, а поправки в бюджетный и налоговый кодексы позволят обеспечить их достаточной финансовой базой. Изменится и сам статус муниципалитетов. Нынешние города и районы заменит более сложная система: сельское или городское поселение на первом уровне (образуются исходя из численности граждан) и муниципальный район или городской округ – на втором (образуются по территориальному принципу).

КСТАТИ

В прошлом году под руководством замглавы администрации президента РФ Дмитрия Козака были разработаны законопроекты «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». На заседании Госсовета российские губернаторы в целом поддержали реформу, хотя есть основания полагать, что многие из них просто не выносят свою критику из кулуаров. «Отцы» законопроектов рассчитывают на их принятие уже на весенней сессии Госдумы – тогда реализация реформы может быть начата в 2005 году.

ПАРА СЛОВ БЕЗ ПРОТОКОЛА

Сам Дмитрий Козак демократично признал в Хабаровске, что, хотя оба законопроекта обсуждались во всех инстанциях и даже прошли международную экспертизу, «это не значит, что теперь закрыт путь для их совершенствования». Для этого, собственно, и проводятся подобные региональные совещания. И правда, гости столицы федерального округа высказывали Дмитрию Козаку и Константину Пуликовскому самые различные соображения.

Для запланированного «откровенного, конструктивного, вдумчивого» разговора не хватило мелочи - выступлений принципиальных оппонентов президентской администрации. Не тех, кому не нравится конкретный пункт, а тех, кто считает саму реформу МСУ нецелесообразной.

Далеко ходить не надо - возьмем наш Приморский край. На осеннем заседании Госсовета Сергей Дарькин голосовал против реформы и позже разъяснил свою позицию: «Я против того, чтобы сегодня расширять функции муниципальных образований - они не готовы к этой реформе». Встретившийся корреспонденту «В» в тамбуре хабаровского поезда вице-губернатор Приморья Николай Королев подтвердил позицию краевой власти: «Сначала нужно подготовить кадры и отладить систему контроля». Председатель краевого Законодательного собрания Сергей Сопчук также публично заявлял, что он категорически против реформы МСУ - по его мнению, она лишь усложнит существующую структуру.

А ВАС НЕ СПРАШИВАЮТ!

Резонный вопрос: а почему все эти соображения достаточно компетентных лиц не были озвучены на хабаровском совещании – они не захотели выступать или их не захотели слушать? И другой вопрос – наивный: а знают ли на Старой площади, что в рядах региональной власти немало убежденных противников реформы?

В зале присутствовали представители всех ветвей власти из всех субъектов Дальнего Востока. Однако в списке докладчиков почему-то значились почти сплошь главы муниципалитетов и лишь один вице-губернатор, в итоге так и не выступивший. Если учесть, что оппонентами реформы считаются по преимуществу представители именно исполнительной власти регионов (реформа может их лишить влияния на муниципалитеты), то такой состав ораторов выглядит тенденциозно: руководителей субъектов пригласили послушать, но не выступить.

А у муниципальных глав, как и ожидалось, были коррективы, но никак не принципиальные возражения. Хотя не стоит думать, что все они обеими руками «за». Один из присутствовавших в Хабаровске приморских районных глав, назвавший себя «железным оппонентом», предположил в кулуарах, что в ходе реформы государство просто избавится от тех социальных обязательств, которые сегодня не может исполнять в полной мере из-за нехватки средств.

Отсутствие подобных «железных оппонентов» на трибуне дало повод Виктору Гришину, председателю комитета Госдумы по делам Федерации и региональной политике, подытожить совещание однозначно: «Как мы увидели, принципиальных возражений не было, были конструктивные замечания...… Закон нужен, надо принимать». Легкий гул, прокатившийся по залу после этих слов, несколько смазал ностальгическую единодушную атмосферу партийных съездов недавнего прошлого.

Похоже, регионам дали понять: критика – пожалуйста, а принципиальных возражений никто не допустит. Поэтому на свободную дискуссию совещание явно не тянуло. Ситуацию пытался оживить нетрадиционными ораторскими приемами первый вице-мэр Южно-Сахалинска Игорь Минервин («Наша жизнь дала трещину и потому похожа на задницу»), но, кроме смеха, ничего не добился. К тому же у Дмитрия Козака уже были заготовлены не менее образные реплики: «Тут говорили – не дай нам бог жить в эпоху перемен. А я бы сказал – не дай нам бог приобрести устойчивость телеграфного столба!».

ПРЕЗИДЕНТ ПОПРОСИТ: «НАДО!» - НА МЕСТАХ ОТВЕТЯТ: «ЕСТЬ»?

Губернатор Сергей Дарькин сказал в интервью «В», что законопроекты, видимо, все же будут приняты, поэтому в крае к реформе готовятся, хотя по мере сил сопротивляются: «Свою точку зрения мы будем отстаивать в Госдуме путем поручения нашим депутатам. Думаю, что они поддержат нас». Кстати, на прошлой неделе депутаты ЗС края уже высказывали свою позицию «нашему человеку в Госдуме» - Светлане Горячевой. Однако обсудить концепцию реформы на общей сессии приморские депутаты не успеют – все поправки вносятся в Госдуму до 14 февраля. Владимир Хижинский, председатель комитета ЗС Приморья по региональной политике и законности и также оппонент реформы («Опять будет война между представительным органом и администрацией, значительно разрастется чиновничий аппарат и т. д.»), пообещал направить в Москву решение своего комитета. 

Хотя уже сегодня в триумфальном принятии законопроектов можно почти не сомневаться. Здесь «трещины» не предусмотрены.

Хабаровск - Владивосток

Автор: Василий АВЧЕНКО, «Владивосток»