Нет пророка в своем отечестве?
Недавно во Владивостоке, в красивом зале Пушкинского театра, вместе с персоналом консульства США студенты приморских вузов отмечали официальный американский праздник – День Мартина Лютера Кинга. Как выяснилось, отдельные наши студенты неплохо изучили его биографию и теперь наверняка знают о Кинге больше, чем о своих выдающихся соотечественниках.
Недавно во Владивостоке, в красивом зале Пушкинского театра, вместе с персоналом консульства США студенты приморских вузов отмечали официальный американский праздник – День Мартина Лютера Кинга. Как выяснилось, отдельные наши студенты неплохо изучили его биографию и теперь наверняка знают о Кинге больше, чем о своих выдающихся соотечественниках.
В чем нам надо брать с американцев пример, так это в почитании национальных ценностей. Автору этих строк тоже доводилось общаться с молодежью из США. Самоуверенные парни и девушки, как правило, не отличаются очень уж широким кругозором.
Скажем, многие из них не могут назвать даже две-три фамилии композиторов-классиков, не читали не только Шекспира, Рабле, Сервантеса, но и американских писателей: Дос Пассоса, Фицджеральда, Фолкнера (хотя имена эти знают). Зато преклонение перед своей страной, ее флагом, гимном, конституцией, президентами здравствующими или давно покойными закладывается с детства.
Там не то что студенты – школьники младших классов запросто и назубок процитируют сказанные Генри Клеем в 1850 году слова: “Обратим же взоры к своей стране, возвысим себя чистым, бескорыстным патриотизмом и убережем отечество наше от всех грозящих ему опасностей”.
- А если человек, каким бы он ни был, руководил столь великим государством, как США, - говорят американцы, - то он навсегда вписал себя в историю.
И пускай в свое время был скандал с Никсоном – его все равно чтят, пусть интрижкой с Моникой опозорился Клинтон – тем не менее он пользуется уважением. Они были президентами! С таким же пиететом относятся янки к тем (или к памяти тех), кто, как Мартин Лютер Кинг, признан национальными героями.
У нас дело обстоит иначе. На волне так называемой перестройки старые авторитеты были упразднены, прежние герои низвергнуты. Не позавидуешь преподававшим в 90-е годы историю СССР (то бишь историю России) школьным учителям, правда? Но еще печальнее в этом смысле участь самих школьников вплоть до сегодняшнего дня.
Ленин стал жупелом (Сталин – еще раньше). Свердлова и прочих соратников вычеркнули из анналов напрочь. Хрущев упоминается только как малообразованный человек, насаждатель кукурузы, Брежнев – как неадекватный своему посту маразматик. Разве можно любить такую страну, гордиться таким государством, которым управляли подобные монстры?!
Под эгидой этих воззрений уже выросло и возмужало одно поколение, подрастает следующее. Неудивительно, что сегодня в головах, к примеру, 11-12-летних ребят – сумбур. Это весьма наглядно показал “В”, опубликовав материал из школы, где пятиклассники писали сочинение о СССР. Если о том, что в 1941 году началась война, все они знают, то мнения об участниках разделились. За 15 минут до нападения на СССР, считает одна девочка, там был Ленин. Он тревожился. А другой мальчик написал, что в 41-м году чеченцы захватили русских в Ленинграде.
Как историческая фигура Ленин вашей покорной слуге не очень симпатичен. Однако почему американских школьников учат, что Авраам Линкольн был 16-м президентом США и одним из организаторов партии республиканцев, а нашим детям якобы не надо знать, что Ленин был первым руководителем советского государства и одним из организаторов партии коммунистов?
Оценки тому или иному лидеру страны они расставят сами, когда повзрослеют и, возможно, заинтересуются историей. Но основы знаний и патриотизма должны быть заложены сызмальства. Нет ереси в том, чтобы знать, кто в какой период руководил нашим государством (это выучить легче, чем американским детям своих президентов – у нас лидеры правили подолгу). Нет ничего крамольного в том, чтобы дети гордились мужеством своих прадедов на войне, успехами дедов на целине и так далее. И замечательных людей, выдающихся личностей, вполне под стать Мартину Лютеру Кингу, в нашей стране в двадцатом веке было не меньше, чем в США.
Не хочется, чтобы у наших ребят мировоззрение было бы, как у пресловутых “граждан мира”. Отечество – это ведь емкое понятие, патриотизм – это целая философия: я горжусь своей страной, люблю ее, болею ее бедами, радуюсь ее успехам, справляю ее, а не чужие праздники. Я хочу удачи в жизни себе, своим близким, своему государству. Разве это неправильно?
Автор: Светлана ЖУКОВА, «Владивосток»