Боль за будущее больниц
Тема состоявшейся недавно коллегии при департаменте здравоохранения Приморья звучала мудрено: “Об интеграции лечебно-профилактических учреждений железной дороги в общетерриториальную медицинскую сеть”. Но за ней стоял насущный для края вопрос: как не загубить бывшие железнодорожные больницы и поликлиники, оказавшиеся в пасынках у своего ведомства.
Тема состоявшейся недавно коллегии при департаменте здравоохранения Приморья звучала мудрено: “Об интеграции лечебно-профилактических учреждений железной дороги в общетерриториальную медицинскую сеть”. Но за ней стоял насущный для края вопрос: как не загубить бывшие железнодорожные больницы и поликлиники, оказавшиеся в пасынках у своего ведомства.
На территории Приморья из всей ведомственной медицинской сети у железной дороги самая развитая. Была. После акционирования содержать такую “роскошь” показалось слишком расточительным. Если раньше лечебные учреждения финансировались напрямую из министерства путей сообщения, то теперь из-за недостатка средств они вынуждены искать новые пути выживания. Где-то в регионах спасением стало их акционирование, где-то они передаются в муниципальную сеть или сеть субъектов Федерации, а где-то здания, куда еще недавно железнодорожники шли лечиться, просто продаются, например, под гостиницы.
В Приморье весь год шел поиск компромиссных решений, как разумнее распорядиться судьбой двух крупных отделенческих больниц во Владивостоке и Уссурийске, хорошо оснащенных линейных больниц в Партизанске и Ружино, нескольких здравпунктов по краю.
- Мы стараемся не допустить, чтобы на железнодорожных лечебных учреждениях появились вывески, никакого отношения не имеющие к медицине, - рассказывает начальник управления организации медицинской помощи департамента здравоохранения Галина Горшунова. – Но полностью перепрофилирования не избежать. Тем более сейчас постановлением правительства очень четко определяются объемы медицинской помощи в стационарах. Положить человека в больницу требуется только тогда, когда он не может сам себя обслуживать и ему нужно интенсивное круглосуточное лечение. Это раньше на больничных койках оказывались даже те, кто вполне может лечиться амбулаторно. Коечного фонда в городах края по сей день достаточно. Наоборот, приходится его даже сокращать.
- Другими словами, железнодорожные больницы краю тоже не нужны?
- В них действительно нет необходимости как в стационарах. Взять линейную больницу и поликлинику в Партизанске. Городу не нужна еще одна больница, а вот поликлиника, да еще хорошо укомплектованная кадрами и оборудованием, поднимет медицинское обслуживание на более высокий уровень. Поэтому принято решение поликлинику сохранить на договорных условиях с железной дорогой. Будут активнее вводиться платные услуги, работающим здесь врачам дадут возможность устраиваться по совместительству в городские медицинские учреждения - есть надежда, что все это станет спасением для поликлиники.
Долго судились-рядились по огромной, павильонного типа больнице в Уссурийске, занимающей несколько зданий. Это очень затратный вариант как для самой железной дороги, так и для городской казны. Но муниципалитет готов был все-таки забрать все помещения, чтобы перевести сюда часть отделений городской больницы. Железная дорога не согласилась совсем расстаться со своим медицинским учреждением. Сошлись на компромиссном варианте. В одном из зданий на условиях аренды муниципалитет намеревается разместить детскую поликлинику и городской онкологический кабинет, а 60 коек бывшей железнодорожной больницы включено в программу государственных гарантий по обеспечению уссурийцев бесплатной медицинской помощью.
Во Владивостоке располагались и железнодорожная больница, и поликлиника для взрослых и детей этого ведомства. Нам удалось договориться оставить на Некрасовской на условиях аренды ту же детскую поликлинику, но теперь обслуживающую всех детей микрорайона. Больничные койки будут востребованы лишь частично – для расширения отделений краевого стационара.
- Насколько я знаю, труднее всего складывается диалог по Ружинской линейной больнице.
- По Ружино найти компромисс пока не получилось. Опять-таки муниципалитет готов забрать здание полностью, чтобы разместить здесь часть отделений городской больницы, разбросанных сегодня по всему Лесозаводску. Тогда больнице хватило бы двух корпусов – удобно и выгодно. Но администрация железной дороги отдает в аренду лишь два этажа. Согласиться – значит еще более усугубить положение городского здравоохранения.
Легче все разрешилось по здравпунктам в поселках Смоляниново и Хасан. Они будут содержаться на паритетных началах. В Смоляниново здравпункт переедет в здание бывшего детсада, где теперь еще будет вести прием врач общей практики.
Разногласия с железной дорогой остаются. На коллегии решено создать межведомственную рабочую группу по дальнейшему согласованию спорных вопросов.
Автор: Надежда БРАЖИНА, «Владивосток»