Паруса Крузенштерна шумят над моей головой
На вопросы «В» отвечает капитан «Надежды» Владимир ВАСИЛЕНКО:
На вопросы «В» отвечает капитан «Надежды» Владимир ВАСИЛЕНКО:
- Где сложнее, на паруснике или каком-нибудь современном судне?
- Нет, скорее всего не сложнее, а по-особенному. Мне довелось послужить и там и там, и вот какая разница – команду парусника всегда благодарят за проделанную работу. Нигде, ни на каком другом корабле матросов не благодарят за швартовку, покраску или выгрузку судна. Это особенность парусных судов. Здесь в любое время дня и ночи, в любую погоду, при любых обстоятельствах людей могут вызвать и приказать подняться на мачту, чтобы поднять или убрать паруса.
- Во Владивостоке два парусных судна - «Надежда» и «Паллада», есть ли между ними какая-нибудь конкуренция?
- Конечно, но абсолютно здоровая. Мы друзья-соперники. Проявляется конкуренция, к примеру, на соревнованиях, ведь там обязательно должны быть победитель и побежденный. В прошлую гонку, когда мы ходили в Австралию, победила «Паллада». Мне кажется, без этого нельзя, ведь здоровое соперничество идет только на пользу. Оно не дает застаиваться, заставляет прилагать больше усилий, чтобы оказаться в чем-то лучше. Я бы не стал выделять то или другое судно, они оба хороши.
Единственный минус обоих кораблей в том, что они находятся в тени в своем собственном городе. Например, в Санкт-Петербурге парусник стоит в самом центре города, его видно со всех сторон, и он является своеобразным украшением города. У нас же ни «Паллада», ни тем более «Надежда» никогда не стоят на самых лучших местах во Владивостоке. Власти относятся к этому на удивление апатично.
- Сколько может прожить парусник?
- Срок жизни парусного судна, как и любого другого, зависит от эксплуатации и содержания. Но вообще он очень большой, можно даже сказать - неограниченный. Все парусники штучной выделки, они очень дорого обходятся как в изготовлении, так и в эксплуатации. Сегодня в мире не так много мастеров, которые могут строить парусные корабли.
В США есть корабли, которые прожили гораздо больше, чем сто лет. Например, парусник «Конститьюшен», которому перевалило за три сотни лет. У нас же есть «Крузенштерн», возраст которого почти 80 лет.
Кстати, ничего нового в строительстве подобных судов придумать уже нельзя. Сейчас новое появляется только в материале парусов, да еще круизные суда снабжаются специальными механизмами, которые автоматически убирают прямые паруса. Наши парусники - учебные парусные корабли, и здесь механизация полностью исключается.
- Кругосветка – это проверка и личностных качеств экипажа, и самого корабля…
- Здесь идет испытание людей, проверка их готовности. Ведь одно дело - ходить поблизости от порта и ремонтных баз, и совсем другое - выйти в открытый океан.
- Человек, который ходит под парусами, наверное, романтик? Вы романтик, Владимир Николаевич?
- Наверное, скорее всего да, если до сих пор еще хожу под парусами.
Автор: Отдел оперативной информации «В»