Старые песни о главном
Правильно говорят, что Smokie – это не люди, а песни. Вернее, даже не песни, а особый звук, многоголосие в припевах, бас-гитара «тум-ту-тум» и очень простые – до примитивности – тексты. Искушенные меломаны сравнивают порой композиции Smokie с легковесным наследием нынешних групп. Но дай бог, чтобы после 38 лет своего существования эти группы доводили зал до исступления. Smokie это делает играючи.
Правильно говорят, что Smokie – это не люди, а песни. Вернее, даже не песни, а особый звук, многоголосие в припевах, бас-гитара «тум-ту-тум» и очень простые – до примитивности – тексты. Искушенные меломаны сравнивают порой композиции Smokie с легковесным наследием нынешних групп. Но дай бог, чтобы после 38 лет своего существования эти группы доводили зал до исступления. Smokie это делает играючи.
Концерт построен просто – звучат старые, хорошо известные во всем мире песни. Огромный гастрольный опыт подсказал исполнителям верное решение – если ты известен и любим, не стоит предлагать публике новые песни. Дай им то, что она успела полюбить, проверенные десятилетиями «боевики». Тем более за долгую сценическую жизнь их накопилось предостаточно.
Итак, на сцене группа Smokie. Совершенно неважно, что из состава, записывавшего все эти песни, сегодня в коллективе остался лишь один человек - Терри Аттли. В принципе, дело не в этом. Хотя Майк Крафт – второй Крис Норман, их даже внешне трудно отличить. Дело в идее. Группа обновляется, а аудитория растет. Не исключено, что подростки, которые приходят на концерты сегодня, приведут когда-нибудь своих детей на концерт группы Smokie. Такие группы бессмертны, их сила в отсутствии запоминающегося лица. Остается другое – мелодика, общее настроение, что ли…
Основатели группы репетировали во дворе начальной школы в г. Брэдфорде. Бас-гитарист Терри Аттли играл на акустической шестиструнке с двумя снятыми струнами, а когда наконец купил свою первую настоящую бас-гитару, товарищи попросили его больше не приходить на репетиции. Терри обиделся и поступил в полиграфический техникум, но потом все же вернулся в группу. Сегодня он единственный из могикан.
…Все судьбоносные решения музыканты принимали в самолете. Когда группа летела в Швецию, чтобы записаться с одной из солисток группы ABBA, они решили расстаться. Спустя четыре года, когда музыканты все же решили объединиться, Крис Норман объявил, что его сольная карьера складывается столь успешно, что он не сможет работать со Smokie постоянно.
После ухода Нормана новым солистом стал Алан Бартон, который трагически погиб во время возвращения с одного из концертов. Его сменил Майк Крафт.
Собственно, о творчестве, поисках стиля, жизненных ситуациях можно написать огромный фолиант, и даже не один, под названием Smokie. И эту задачу, думается, с честью выполняют преданные меломаны в буквальном и переносном смысле: одни, пополняя сетевые сайты, другие – выучив наизусть все названия композиций группы. И снова речь не о том. Большинство зрителей не так уж хорошо ориентируется в истории Smokie. Да и надо ли? Стоит лишь сказать, что популярность группы совершенно оправдана. Музыка все время меняется, но в начале XXI века мы, пожалуй, вернулись ко времени «Битлз». Из-за того, что в последние 20 лет музыка стала, как и промышленность, высокотехнологичной, гитара безнадежно устарела. Люди росли, а их окружали синтезаторы, компьютеры и прочие навороченные изобретения. Сегодня гитара возвращается, рок-н-ролл жив, просто история совершила виток.
Есть еще один нюанс. О котором вряд ли можно умолчать. Smokie и СССР. Нынешняя Россия – отдельный разговор. Теперь можно все, как и во всем мире. Но Smokie была популярной и в те замшелые советские, когда рок считался одним из звериных оскалов капитализма. О своей знаменитости группа узнала в 1991 году, когда впервые приехала на гастроли в Москву. Вернее, была поражена – на все семь концертов билеты были распроданы задолго до них, а публика встречала музыкантов неизменным ревом.
Вот и снова мы вернулись к истории, как ни пытались уклониться от этого неблагодарного занятия. Но не будем следовать хронологии. История Smokie – прежде всего поиск собственной музыкальной индивидуальности. Вдохновленные феноменальным успехом ливерпульской четверки и необузданным стремлением изменить мир к лучшему («Любовь и рок спасут мир!» - один из лозунгов тотального хиппизма) на берегах туманного Альбиона и в США ежедневно возникали и также ежедневно исчезали сотни групп. Но Smokie выжили. Так вот… В одной из школ Брэдфорда учились два неразлучных друга - Кристофер Норман и Алан Силлсон, которые во что бы то ни стало решили стать звездами. Пригласив друзей из параллельного класса - Терри Аттли и ударника Питера Спенсера, они создали рок-группу. Но до Smokie было еще далеко. Даже название у новоявленного коллектива было просто никаким – Elisabeht. Первые альбомы не заметили ни критики, ни публика. Брэдфордцы были упорны, но понимали, что без продюсеров не обойтись, – законы бизнеса неумолимы. Неизвестно, как сложилась бы судьба музыкантов, если бы однажды они не оказались на вечеринке в маленьком лондонском пабе, где пили пиво знаменитые продюсеры и композиторы по прозвищу «два Ч» - Никки Чинн и Майкл Чэпмен. Они взялись сделать из молодых исполнителей ударную рок-группу. Первым делом сменили название. И получилось нечто метафизическое (те, кто переводит нынешнее название группы как дым, ошибаются, Smokie – словесная игра).
…В последние годы группа довольно часто выступает в России. Концерт – всегда аншлаг. Когда звучат узнаваемые аккорды – зал завороженно погружается в пучину ностальгии – это встреча с детством и юностью, когда деревья были большими, а рок должен был спасти мир.
Автор: Ольга ЗОТОВА, "ВАладивосток"