Стыдно быть несчастливым
Широкому зрителю Игорь Ливанов известен с 1979 года – после выхода на экраны фильма «Безответная любовь», где актер сыграл главную роль. Потом вышли такие картины с его участием, как «Мерседес» уходит от погони», «Тридцатого уничтожить», «Пьеса для пассажира», «Графиня де Монсоро», «Крутые менты», «На углу у Патриарших», «Империя под ударом»... Всего на его счету около тридцати фильмов. Игорь Ливанов окончил ЛГИТМиК, десять лет играл на сцене академического театра драмы имени М. Горького в Ростове-на-Дону. В Москве с 1988 года. Работал в театре «Детектив», сейчас – в труппе Театра Луны.
Широкому зрителю Игорь Ливанов известен с 1979 года – после выхода на экраны фильма «Безответная любовь», где актер сыграл главную роль. Потом вышли такие картины с его участием, как «Мерседес» уходит от погони», «Тридцатого уничтожить», «Пьеса для пассажира», «Графиня де Монсоро», «Крутые менты», «На углу у Патриарших», «Империя под ударом»... Всего на его счету около тридцати фильмов. Игорь Ливанов окончил ЛГИТМиК, десять лет играл на сцене академического театра драмы имени М. Горького в Ростове-на-Дону. В Москве с 1988 года. Работал в театре «Детектив», сейчас – в труппе Театра Луны.
- Игорь, в том, что вы стали актером, есть «вина» вашего старшего брата Аристарха?
- Безусловно. Аристарх с самого детства был влюблен в театр. Еще школьником серьезно занимался в народном театре киевского Дома ученых, а получив аттестат, поступил в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии. Я же вначале думал о том, чтобы стать профессиональным спортсменом, так как с пятого класса занимался боксом, причем весьма успешно – со своим упорным характером стремился только к победе. Но родители были против моего выбора, и я по просьбе мамы после окончания школы тоже поехал в Ленинград. Несмотря на огромный конкурс - триста человек на место, легко поступил в институт, который к этому времени Аристарх уже окончил. Не могу сказать, что учеба была мне в радость. Видимо, тогда я еще не совсем понимал сути своей будущей профессии. Это мне очень мешало, так как с детства не любил проигрывать. К сожалению, должен сказать, профессиональное обучение на нашем курсе было поставлено не на должном уровне. Наш педагог, Игорь Олегович Горбачев, уделял очень мало внимания своим студентам, то же самое можно сказать и о некоторых других наших педагогах. Правда, мы много занимались самостоятельно, читали книги, и если из нас что-то в дальнейшем получилось, то этим мы обязаны в основном себе.
- После института вы ведь служили в морской пехоте. Не армия ли привила любовь к боевым искусствам?
- Армейскую службу я действительно проходил во Владивостоке, в элитных войсках морской пехоты, где и речи не могло идти о дедовщине. Здесь я научился стрелять, получил навыки рукопашного боя и, самое главное, научился мобилизовываться в нестандартных ситуациях.
- Каким образом вы, по сути новичок в кино, попали в фильм «Безответная любовь», где были заняты сплошь «звезды»?
- Меня пригласили на «Мосфильм» по моей любительской фотографии. Но самое интересное – это то, что еще в 1978 году, когда был на гастролях в Ленинграде, я с такой же фотографией пришел в актерский отдел киностудии «Ленфильм» с просьбой поставить на актерский учет. К собственному удивлению, услышал в ответ: «Молодой человек, с такой внешностью вам нечего и думать о кино»...
- В фильме «Волки» ваш герой говорит по-английски. Вас не дублировали?
- С этим проблем у меня не было. У меня был очень сильный педагог по английскому языку, впоследствии я постоянно совершенствовался. Знание английского мне пригодилось и при встрече с Джейн Фонда, которая произошла в Ленинграде во время съемок фильма «Синяя птица», где она принимала участие. У нас с ней и ее мужем-журналистом сложились дружеские отношения. Благодаря английскому я также получил роль в спектакле по пьесе Пристли в Московском интернациональном театре. Спектакль шел на английском языке и предназначался для англоязычной публики.
- В «Графине де Монсоро» вы прекрасно фехтуете.
- Фехтовал я еще в институте, занимался эспадроном, принимал участие в соревнованиях. Это для меня не было чем-то новым. В этой картине у нас был высококлассный специалист Миша Шевчук. Именно он поставил все бои фехтования.
- В фильмах вам обычно достаются главные роли, вы популярный актер. «Звездная» болезнь не коснулась?
- Понимаете, я человек верующий и твердо знаю: что дается, то и забирается. Любой талант – это божественный дар, с которым нужно обращаться бережно и осторожно. За все в жизни приходится платить, в этом я за свою жизнь убедился не раз. Так что о «звездной болезни» речи идти не может.
- Вам нравится то, что вы делаете на экране?
- Во всяком случае, мне не стыдно ни за одну из своих ролей. В каждую из них вкладываю душу, каждая работа - это твое дитя, как же можно не любить своего ребенка? Другое дело - зрительский успех картины, но это тоже понятие относительное. Кто-то, например, с восторгом отзывается о «Пьесе для пассажира», «На углу у Патриарших», «8 Марта» и в то же время совсем не приемлет «Империю под ударом». И это понятно.
- Что бы вы никогда не сделали на сцене или в кадре?
- Например, когда я снимался в одном из фильмов Виктора Доценко, то категорически отказался ругаться матом. И это с моей стороны вовсе не было каким-то капризом. Просто пошлость, я считаю, оскорбляет зрителей. Также не захотел заниматься разрушением образа своего героя. По сценарию мне предлагалось заниматься любовью с несколькими героинями. Я отказался, заявив, что герой только тогда привлекателен, когда по-настоящему любит одну женщину.
- Как получилось, что ваша фотография без вашего ведома появилась на обложке одной из книг Виктора Доценко?
- Ее действительно поместили без моего согласия. Со стороны Виктора Доценко это был, скажем так, не совсем понятный авантюризм. Он заявил, что имеет право на мое изображение, хотя на самом деле никаких прав у него не было. Правда, в конце концов этот конфликт мы уладили.
- Игорь, мне известен ваш маленький секрет: оказывается, вы любите утром танцевать.
- Точно, люблю. Мне нравится двигаться под этническую музыку, особенно когда звучит африканский барабан – получаешь потрясающий энергетический заряд на целый день.
- Участие в рекламе считаете творческой работой, или вы это делаете ради денег?
- То, что я озвучиваю на телевидении, безусловно, является творческой работой, от которой кроме денег я еще получаю и большое удовольствие. Другое дело, что отказываюсь появляться на экране в какой-либо рекламе, несмотря на то, что мне предлагают за это очень хорошие гонорары.
- Ваша семья – это...
- Это мой двенадцатилетний сын Андрей и подруга Ольга.
- Как вы покорили сердце Ольги?
- Не скажу...
- Да ладно уж, колитесь...
- Мы познакомились на одной из вечеринок, это было четыре года назад. Понравились друг другу. По профессии Оля юрист, не актриса, чему я очень рад. И довольно большая разница в возрасте нам не мешает хорошо понимать друг друга.
- Андрей бывает на ваших спектаклях в театре?
- Конечно. А после спектакля у нас происходит его обсуждение. Мне интересно услышать его мнение. Я пытаюсь развивать в нем способность к анализу, умение отстаивать свою собственную точку зрения. И вообще, стараюсь воспитывать сына как товарища, друга.
- Хозяйничать дома любите?
- Люблю готовить, особенно хорошо у меня получаются рыбные и мясные блюда. А вот когда мы ездим с семьей и с друзьями на рыбалку на Оку, то там уже демонстрирует свое искусство Оля. У нее получаются замечательные шашлыки. Обычно с нами ездят и наши собаки – боксер Пьер и такса Элис.
- Больше у вас животных нет?
- Как же, есть еще кошка и лягушки, которые живут в аквариуме. Иногда ночью мы просыпаемся от их громкого кваканья.
- Вы можете назвать себя счастливым человеком?
- Я отвечу так: у Володина есть стихотворение «Стыдно быть несчастливым». И я с ним согласен. Действительно, стыдно чувствовать себя несчастливым, когда у тебя имеются руки, ноги, кое-какие способности, интересная профессия, любимая работа, деньги на пропитание, живы родители, дай Бог им здоровья, когда рядом с тобой человек, который согреет душу и тело, есть сын – близкий и родной человечек.
Автор: Леонид ГУРЕВИЧ, агентство «Артефакт» - специально для «В»