Ледяной микрорайон
Осенью прошлого года на одном из заседаний думы Хасанского района глава администрации Виктор Кривулин легко парировал жесткий накат избирателей на предмет неудовлетворительной подготовки ЖКХ к зиме: “Хотите вы этого или не хотите, господа депутаты, но все котельные затопят у нас до 15 октября”. Он и в самом деле выполнил свое обещание, район действительно вовремя вошел в зиму. Но лучше бы он этого не делал. Потому что, к примеру, в крупнейшем микрорайоне поселка Зарубино ничего не было сделано для успешного прохождения отопительного сезона, и сегодня жильцы десяти многоэтажек свои квартиры обогревают чем угодно, но только не батареями централизованного отопления.
Осенью прошлого года на одном из заседаний думы Хасанского района глава администрации Виктор Кривулин легко парировал жесткий накат избирателей на предмет неудовлетворительной подготовки ЖКХ к зиме: “Хотите вы этого или не хотите, господа депутаты, но все котельные затопят у нас до 15 октября”. Он и в самом деле выполнил свое обещание, район действительно вовремя вошел в зиму. Но лучше бы он этого не делал. Потому что, к примеру, в крупнейшем микрорайоне поселка Зарубино ничего не было сделано для успешного прохождения отопительного сезона, и сегодня жильцы десяти многоэтажек свои квартиры обогревают чем угодно, но только не батареями централизованного отопления.
МАГИСТРАЛЬ, КОТОРАЯ ЛОПНУЛА
Тепломагистраль - две трубы, от котельной до улицы Строительной, не вытянутой, а расположенной компактно, этаким квадратом, - тянется два с половиной километра, 1800 метров из них – по совершенно открытой местности в метре от земли. Вот тут-то и произошла авария, которая практически отрезала микрорайон от источника тепла. Из-за крайне низкого давления замерзла вода в трубе, несущая в себе обратный поток из домов в котельную. Так называемая обратка. Трубы на магистрали, конечно, полопались, и даже их оперативная замена не привела к нормальному обогреву жилмассива.
Причина кроется в давнем просчете строителей местного водозабора. В 1978 году, видимо, решив сэкономить, водозабор недозаглубили на 70 сантиметров, и уже через два года, как явствует из аналитической справки, один дрен перестал подавать воду, а дебит второго снизился на 90 процентов. Сейчас в систему, и не только отопительную, поступает вода верхнего слоя речки, но и ее катастрофически не хватает. Оператор котельной Валентина Каратаева рассказывает, что при норме в три килограмма давление едва достигает одного.
- Мы горячую воду подаем, а обратка к нам не возвращается, - говорит Валентина Каратаева, - да и сами часто ломаемся. Вчера, например, полетел питательный насос, и горячую воду совсем не подавали.
Вопрос по водозабору с кондачка, понятно, не решить, но вот котельную подлатать летом надо было бы. Сегодня в ней относительно рабочих - два котла. Их мощностей, может, и хватило бы, да только они оба в аварийном состоянии, и работает всегда только один, второй ремонтируется. Вот так с начала отопительного сезона и прыгают рабочие с котла на котел.
Несколько лет строится в этой котельной третий котел. Совершенно непонятно, почему не занимались им этим летом. Сейчас вроде бы завершают кирпичную обмуровку, и его можно будет представлять котлонадзору. Но вот беда: по признанию рабочих, ими некоторые агрегаты уже переставлены на старые котлы, и потому весьма сомнительно, чтобы он заработал до конца зимы.
СЕЗОННЫЙ БИЗНЕС
Хозяин четырехкомнатной квартиры Анатолий Хаянок, мужик хозяйственный и мастеровой, сам, как он говорит, сварганил железную печку и установил на кухне. Было просто неуместно спрашивать, где он достал железный лист, как сварил и где сейчас достает дрова. Сделал – и слава богу, вернее, Анатолию. У него ведь и выхода другого не было. В его квартире кроме жены проживают еще две беременные молодухи с мужьями – всего шестеро, а скоро будет минимум восемь.
В Зарубино, конечно же, не все такие же рукастые, как Хаянок. Абсолютному большинству приходится довольствоваться электрообогревателями или покупать буржуйки. Тем более рынок мгновенно среагировал на взлет потребительского спроса на столь специфический товар. Сначала зарубинцам предлагали буржуйки по 600 рублей, потом по 700, сегодня средняя цена колеблется около 900 рублей. Славянский судоремонтный завод, который очень быстро освоил производство печек, сделал на этом неплохой бизнес.
Словом, жители улицы Строительной как-то выкручиваются, но, согласитесь, ни этими печками, ни электрообогревателями трех-четырехкомнатные квартиры не обогреешь. Практически везде температура не поднимается выше пяти градусов. Учитель физики из местной школы (у нее, кстати, своя кочегарка, в отличие от детского сада, который пришлось закрыть) Александр Косицын рассказывает, что как-то готовил планы на следующий день и у него ручка отказалась писать – паста замерзла. Он же, кстати, начал разговор и об оплате коммунальных услуг.
Заместитель председателя районной думы Татьяна Януш считает, что жители вот этого конкретного микрорайона имеют полное право отказаться платить вообще за все. Ну с теплом, возможно, с квартплатой понятно, но вот энергетики вряд ли согласятся с этим, ведь сейчас зарубинцы расходуют неимоверное количество киловатт. Свое мнение по этому поводу высказал глава администрации поселка Виталий Сафончик:
- По окончании сезона мы непременно направим в краевую администрацию свои предложения по поводу снижения платы за электроэнергию или ее какой-то компенсации. Люди ведь не виноваты, никто не имеет права их в чем-то упрекать.
Очень хочется, чтобы его делом поддержали краевые власти и, главное, ОАО “Дальэнерго”. Между прочим, у себя в кабинете Виталий Сафончик сидит одетым, а огромное комнатное дерево, занимающее один из углов, начало вянуть – замерзло, прокомментировал глава поселка. И все равно в будущее он смотрит с оптимизмом. Может, потому, что хуже уже просто быть не может, и любое улучшение уже рассматривается как прогресс глобального масштаба.
БЕСТОЛКОВЩИНА
Передел жилищно-коммунального хозяйства в Хасанском районе прошел совершенно по-дурацки. В августе прошлого года, в самый пик подготовки к отопительному сезону, обанкротили контору, которая занималась им последний десяток лет. Потом пошел период реорганизаций, передач с баланса на баланс, и наконец в район пришло подразделение «Примтеплоэнерго». Зарубинский участок Хасанского предприятия «Примтеплоэнерго» (так длинно теперь все это называется) принял на баланс всю коммуналку 15 ноября, а его начальник Владимир Панков приступил к своим обязанностям 15 декабря. Комментарии, как говорится, излишни.
- Мы пришли, когда все уже было предопределено, - рассказывает Владимир Панков, - авария была неизбежна. Конечно, надо глобально решать вопрос по водозабору, но летом при отсутствии средств можно было хотя бы почистить дрены, попытаться устранить течь в районе улицы Солнечной. Холодной воды и так не хватает, а там она ручьем течет. Надо было заварить все течи в подвалах домов, продуть систему…...
Много еще чего надо было сделать, и, поверьте, ничего из ряда вон выходящего. Речь Владимир Панков вел об обычном подготовительном процессе в сфере ЖКХ и потому, может, не имея это в виду, поставил жирный неуд работе районной администрации. Любые амбиции проверяются делом, и господин Кривулин показал, насколько он может организовать работу собственного аппарата. Или не может.
Ведь Зарубино – не единственный населенный пункт Хасанского района, где людям приходится устанавливать буржуйки или перерасходовать электроэнергию. В аналогичном положении находится несколько домов в поселке Нерпа. Здесь тоже все началось с водозабора. Славянка по непонятным причинам в один из дней прекратила подавать в поселок воду, и этого оказалось достаточно, чтобы вывести систему отопления из рабочего состояния. К тому же в водоводе обнаружилась течь. Из нее и сегодня фонтанирует ручей, который разлился большим замерзшим озером прямо перед конторой местного рыбозавода. Пацанам, правда, оно в радость, есть где предаваться зимним забавам.
Что касается улицы Строительной в Зарубино, то сейчас она не отключена от отопления. Трубы на теплотрассе заменили, и котельная гоняет воду, правда, в основном по подвальным системам, где свищ на свище. В доме № 28, например, вода дождем проливается на распределительный электрощит, который угрожающе гудит, готовый взорваться. Рабочие поэтапно все это заваривают, кое-где меняют радиаторы, и жители радуются, что вместо пластинчатых им ставят надежные, чугунные.
Но пока теплая вода не доходит даже до квартир первых этажей. Да и не обогреет сейчас котельная микрорайон. Ведь на подаче у нее температура воды достигает всего лишь 45-48 градусов, минимум 20 из них она теряет при прохождении теплотрассы, а обратка, между прочим, до сих пор не заизолирована, и спасают лишь “мягкие” для зимы температуры. Да и потери воды – просто катастрофические. Накануне приезда в поселок бригады “В” за ночь из системы “ушло” 70 тонн воды. Это все течи и протечки, которые можно было и нужно было устранить летом, а не заниматься реорганизацией, к тому же столь бестолково.
Но в целом вряд ли сегодня можно в чем-то упрекать подразделение «Примтеплоэнерго». Зашло оно мощно и сразу же приступило к делу. Под свою ответственность оно взяло помимо котельных водозабор и все коммунальные сети. И везде ведутся какие-то работы. Подумалось вот о чем. Кому это надо было, чтобы смена хозяйствующего субъекта произошла в октябре-ноябре? Ведь это – очевидная для всех бестолковщина. Эти бы средства и силы летом, а лучше всего весной. Нам говорили, что кого-то прикрыли. Может быть, ведь сегодня никто не хочет искать виновных. А впрочем, никого не надо искать. Разве не районная администрация, призванная заботиться о благополучии содержащих ее граждан, в ответе за все, что происходит на подведомственной территории?
Автор: Евгений ИЗЪЮРОВ, Вячеслав ВОЯКИН (фото), «Владивосток»