Глобальной катастрофы не произошло

Жители владивостокского микрорайона, именуемого в просторечии БАМом, уже готовились семейно провести свой выходной субботний день, когда их безмятежное настроение было безнадежно испорчено. Вблизи насосной станции случился порыв теплотрассы, что по прежним годам грозило катастрофой. Какой уж тут отдых, но, как оказалось, планы можно было и не менять. Городские аварийные службы, как всегда, сработали оперативно и качественно.

21 янв. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1295 от 21 янв. 2003

Жители владивостокского микрорайона, именуемого в просторечии БАМом, уже готовились семейно провести  свой выходной субботний день, когда их безмятежное настроение было безнадежно испорчено. Вблизи насосной станции случился порыв теплотрассы, что по прежним годам грозило катастрофой. Какой уж тут отдых, но, как оказалось, планы можно было и не менять. Городские аварийные службы, как всегда, сработали оперативно и качественно.

Первыми на прорыв бросились работники ЖЭУ-2, где начальником Александр Зюсь. Очень быстро разобравшись в происшедшем, они приняли решение сбросить воду с систем – по их расчетам, они никак не успевали устранить причину аварии за 12 отведенных нормативами часов. И именно благодаря этому решению внутридомовые разводки удалось спасти от переморозки.

А дальше началась обычная с виду рутина. Относительно долго искали порыв теплотрассы. Нашли на семиметровой глубине. Приготовились делать латку, однако мэр города Юрий Копылов, прибывший на место аварии, предложил вырезать и заменить полностью четыре метра трубы. С ним согласились, поскольку изношенность теплотрассы превысила все мыслимые нормативы.

Работали день, ночь и еще день. К 17  часам воскресенья горячая и холодная вода начала подаваться в дома, а к 22 часам системы были полностью закачаны. На все про все ушло 36 часов, причем с минимальными потерями для систем отопления, а значит, и для жильцов, а также находящихся здесь детсадов и школ. А ситуацию, между прочим, уже держало на контроле МЧС РФ, но общероссийской сенсации с десятками замороженных многоэтажек не получилось, да и краевой тоже.

Между тем за этими скупыми строками о буднях аварийных служб и администрации города стоит глобальная проблема, без решения которой зимой Владивосток постоянно будет лихорадить. По подсчетам специалистов, в городе из-за крайней изношенности теплотрасс надо менять не менее 50-60 километров труб ежегодно. Поскольку город львиной долей своих доходов, мягко говоря, вынужден  делиться с краевым бюджетом, а депутаты от Владивостока, заседающие в краевой думе, никак не откликаются на просьбы мэрии о снижении объемов этих отчислений, то максимум, что удается заменить, - это 5-6 километров наиболее изношенных труб. А в практике ОАО “Дальэнерго” – постоянное изменение нагрузок в сетях. Когда тепло, кран  заворачивают, когда холодно – наоборот, откручивают. Понять-то  их можно, но изношенные сети частых перепадов давления просто не выдерживают.

И отнюдь не случайно Юрий Копылов предложил заменить четыре метра трубы: ведь когда вскрыли порыв трассы, то оказалось, что в этом месте труба истончилась до толщины газетного листа. Какие уж тут перепады... К тому же было бы нелишним все-таки определиться с принадлежностью теплотрасс. ОАО “Дальэнерго” наотрез от них отказывается. Опять же понять можно: этот металлический хлам, зарытый в землю, дополнительная головная боль. А на городской бюджет он, хлам, ложится непосильной ношей.

Городские службы не стали вникать в эту проблему именно сейчас: просто засучили  рукава и взялись за дело. Эта авария, в общем-то, действительно угрожала глобальной катастрофой, не прояви ремонтники и администрация города оперативности и профессионализма. Очень может быть, что она не последняя в эту зиму, но планы на выходные можно не менять - бригады ремонтников всегда готовы к оперативным действиям.