Премьер-министр японии дзюнъитиро коидзуми: Популярность падает, но соперников нет
Накануне Нового года в одной из ведущих японских газет появилась незамысловатая карикатура на тему, что снится лидерам разных стран. Бушу, понятно, снится, что он лихо бомбит Ирак, Саддаму Хусейну - отмена санкций ООН. Ну а японский премьер Дзюнъитиро Коидзуми, по логике карикатуриста, умоляет во сне всех богов остановить падение его популярности.
Накануне Нового года в одной из ведущих японских газет появилась незамысловатая карикатура на тему, что снится лидерам разных стран. Бушу, понятно, снится, что он лихо бомбит Ирак, Саддаму Хусейну - отмена санкций ООН. Ну а японский премьер Дзюнъитиро Коидзуми, по логике карикатуриста, умоляет во сне всех богов остановить падение его популярности.
Неумолимое снижение рейтинга, действительно, - главная головная боль главы правительства Японии, который в апреле 2001 года пришел к власти на волне невиданной народной любви. В первые месяцы пребывания в главном токийском кабинете о поддержке Коидзуми заявляли свыше 80 проц. участников любых опросов общественного мнения. По популярности с премьером не могли соперничать ни артисты кино, ни звезды поп-музыки. В стране с небывалой помпой проходили детские конкурсы на лучший портрет Коидзуми, сайт премьера в Интернете бил все рекорды по посещаемости, жители отдаленных городов и деревень специально ехали в штаб-квартиру правящей Либерально-демократической партии, чтобы в расположенном там магазинчике купить плакат с портретом обожаемого главы правительства.
Японцам нравилось все: и завитая поэтическая шевелюра Коидзуми, и его демонстративная любовь к молодежной музыке, и привычка говорить открыто, прямо, без бумажки. Восхищало то, что он никогда не был замешан в коррупции и всегда выступал против засилья престарелых интриганов в правящей партии. Еще больше японцев воодушевляли обещания Коидзуми провести в стране самые смелые реформы и вывести Японию из унизительного экономического застоя.
О верности курсу на проведение широких преобразований Коидзуми продолжает говорить и сейчас, но публику его слова зажигают все меньше. Опросы, правда, показывают, что популярность премьера по-прежнему высока, где-то в районе 50 проц. Это прекрасный показатель для Японии, которым не мог похвастать ни один из непосредственных предшественников Коидзуми. Однако все ощущают, что всенародная любовь к премьеру слабеет день ото дня. Да и средства массовой информации, которые еще год назад не смели критиковать всеобщего любимца, теперь “проезжаются” по нему все более едко и решительно.
Причина этого проста: Коидзуми пока не сумел добиться даже незначительных результатов в улучшении экономической ситуации. Курсы акций на Токийской фондовой бирже 30 декабря, в последний день торгов в 2002 году, оказались на самом низком уровне за последние двадцать лет. Для японцев это не просто абстрактный статистический показатель. Он наглядно свидетельствует о том, что “Япония дешевеет”, теряет свою рыночную цену, теряет престиж в мире.
Национальные богатства второй по мощи экономической державы планеты сокращаются четвертый год подряд. По официальным данным, в 2001 финансовом году (закончился 31 марта) чистые активы Японии уменьшились на 56,2 трлн. иен - это около 468 млрд. долларов. Столь огромные потери связаны с падением цен на недвижимость в результате дефляции и спада производства. Одновременно в 2001 г. произошло резкое снижение национального дохода - на 2,7 проц., до 370 триллионов иен (около 3,08 трлн. долл.). Суммарный объем заработной платы служащих упал более чем на 1 проц., корпоративная прибыль - на 9,5 проц.
Валовой внутренний продукт (ВВП) в пересчете на душу населения составил в Японии в 2001 финансовом году 32 851 долл., сократившись на 4,7 тыс. долл. По этому показателю Япония скатилась со второго на пятое место среди государств - членов Организации экономического сотрудничества и развития, уступив Люксембургу, Норвегии, США и Швейцарии.
Несмотря на все потери, разумеется, статистические данные о Японии поражают воображение: жителям России трудно даже представить себе богатства, которыми и сейчас обладает эта страна с мощной промышленностью и солидной технологической базой. Однако сами японцы погружены в уныние: застой в экономике продолжается, объем промышленного производства составляет чуть больше 95 проц. от уровня 1995 года. Безработица, о которой японцы не задумывались десятилетиями, поднялась почти до 5,5 проц. от трудоспособного населения и становится все более заметной проблемой.
Ничего не получается и с обещанием премьера урезать гигантский государственный долг Японии, составляющий 130 проц. валового внутреннего продукта. Коидзуми обещал для этого уменьшить до 30 триллионов иен в год выпуск государственных облигаций, которыми Токио затыкает дыры в государственном бюджете. Однако найти другие источники финансирования оказалось нелегко, а с сокращением расходов на чиновничий аппарат тоже дела обстоят плохо. В результате в 2003 финансовом году будет напечатано государственных облигаций на 36 триллионов иен (около 300 млрд. долл.). За счет их продажи планируется обеспечить 45 проц. госбюджета.
Конечно, Японии пока далеко до пирамиды ГКО, которая в 1998 году поставила на грань финансового краха Россию, но ее гигантская государственная задолженность вызывает растущую обеспокоенность, в том числе и за границей. Кстати, ведущие рейтинговые агентства мира дают сейчас Японии самый низкий балл “финансового доверия” среди семи ведущих промышленно развитых стран планеты. Это, бесспорно, крайне унижает японцев, привыкших считать свою страну символом надежности.
Экономические неудачи и постоянный страх перед дальнейшим падением популярности заставляют Коидзуми лихорадочно искать новые способы повышения своей привлекательности в глазах избирателей. Для этого премьер все чаще вспоминает сейчас о внешней политике, которой он ранее особо не интересовался. Злые языки, кстати, поговаривают, что исторический визит Коидзуми в Пхеньян в минувшем сентябре был во многом предпринят именно для повышения рейтинга и не опирался на действительно хорошо продуманную долговременную дипломатическую стратегию. Действительно, первая в истории поездка японского премьера в столицу КНДР вновь на время резко подняла популярность Коидзуми. Однако Токио так и не сумел потом выстроить реальной тактики улучшения отношений с Северной Кореей и не смог стать сильным игроком на Корейском полуострове. Помешала этому во многом все та же погоня Коидзуми за популярностью. Он не решился пойти наперекор жесткому общественному мнению, которое взбешено нежеланием КНДР до конца расследовать факты похищений японцев северокорейской разведкой. В результате переговоры с Пхеньяном зашли в тупик, приостановились, и теперь Токио вновь, как и раньше, отдал США инициативу в выстраивании единого американо-японского курса по отношению к Пхеньяну.
Короче, Коидзуми все меньше чувствует себя сейчас тем “народным героем”, которым он был в прошлом году. Премьер стал реже выступать на публике, уклоняется от резких четких заявлений, которые снискали ему в свое время такую славу. А падение популярности для Коидзуми особенно опасно - у него мало влиятельных союзников, и внутри правящей партии премьер особо прочных позиций не имеет. Более того, там сложилась хотя и молчаливая, безликая, но достаточно устойчивая оппозиция, которая только и мечтает, как бы ей избавиться от “всеобщего любимчика”.
Ситуацию для премьер-министра, правда, улучшает то, что сильных политических соперников у него пока нет и не предвидится. В правящей партии ярких фигур, готовых бросить вызов Коидзуми, не видно. В полном разброде находится оппозиция: ее единственная реальная сила - Демократическая партия - переживает острый кризис. Популярность ее падает еще быстрее, чем у премьера. Единственным соперником Коидзуми мог бы стать популярный в народе губернатор Токио Синтаро Исихара - националист и популист, прославившийся скандальными заявлениями. Поговаривают о его намерении создать собственную партию и побороться за власть. Однако реальных очертаний эти планы пока не приобрели. К тому же Исихаре уже перевалило за 70 лет, а в Японии сейчас в моде молодые политики.
Автор: Василий ГОЛОВНИН, ИТАР-ТАСС - «Хоккайдо симбун»