Герман Греф проигнорировал «друга»
Как уже сообщалось, 10 января в стенах Госкомитета по рыболовству (ГКР) по распоряжению премьер-министра Михаила Касьянова было созвано жизненно важное для дальневосточных рыбаков межведомственное совещание по вопросу перераспределения квот. На данную встречу возлагались большие надежды как на возможность разрешить возникший по воле Минэкономразвития серьезный отраслевой кризис, в котором главным образом задействованы интересы Приморского края.
Как уже сообщалось, 10 января в стенах Госкомитета по рыболовству (ГКР) по распоряжению премьер-министра Михаила Касьянова было созвано жизненно важное для дальневосточных рыбаков межведомственное совещание по вопросу перераспределения квот. На данную встречу возлагались большие надежды как на возможность разрешить возникший по воле Минэкономразвития серьезный отраслевой кризис, в котором главным образом задействованы интересы Приморского края.
Кризис, напомним, был вызван письмом главы этого министерства Германа Грефа на имя Михаила Касьянова 31 декабря 2002 года. Г-н Греф (или люди из его департамента АПК, который возглавляет Елена Масленникова) вдруг в самый канун Нового года «среагировал» на давно проводившуюся в коридорах власти кампанию глав четырех дальневосточных субъектов РФ по лоббированию их региональных интересов и дал ему зеленый свет.
К тому моменту, надо сказать, премьер уже подписал распоряжение о квотном распределении на 2003 год, что, как известно, всегда являлось для рыбаков основным документом для выхода в море на путину. 26 декабря 2002 года все квоты были с огромным трудом согласованы у вице-премьера Алексея Гордеева, но за четыре дня случилось нечто такое, что вызвало, как выражались некоторые участники совещания в ГКР, «новую волну рыболовной войны». Главы администраций Хабаровского края, Магаданской области, Чукотского и Корякского автономных округов требовали выделить их регионам больше промышленных (бесплатных) квот за счет уменьшения ранее утвержденных ставок Приморского края. В Минэкономразвития их поддержали. Якобы эти «четверо смелых» предложили некую новую, более объективную методику расчета квот, и головное министерство решило с этой методикой согласиться. Поддержал «идею четырех» и премьер-министр Касьянов. Ну и началось…...
Уже в первые минуты совещания в ГКР выяснилось, что никакая это не методика, а просто некая «идеология» (определение главы департамента агропромкомплекса Минэконоразвития г-жи Масленниковой), плюс восемь «стратегических» критериев. Разработка методики, подчеркивали участники совещания, дело весьма непростое и долговременное. Она, эта методика, несомненно, нужна, но раньше марта, по словам специалистов, вряд ли может быть представлена в правительство. И почему именно Приморский край, у которого, как было подсчитано, отнимают 30 процентов квот, не отвечает этим критериям? Приморье как раз отвечает им более других дальневосточных регионов, учитывая всестороннюю развитость и мощности рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих предприятий. Да и вообще выступление одного из идеологов квотного урезания Приморья г-жи Масленниковой в кулуарах называли необоснованным лепетом.
«Так что же случилось за четыре дня между 26 и 31 декабря такого, что нам опять приходится воевать с соседями?! - восклицал на совещании первый вице-губернатор края Федор Новиков. - Наши рыбаки уже 10 дней в новом году могли ловить селедку, а в итоге 260 кораблей по-прежнему стоят на приколе!». Этот же вопрос задавал вслух и губернатор Сергей Дарькин, который, как он публично заявил присутствующим, «очень уважает Германа Оскаровича Грефа». Однако на этот вопрос никто ответа не дал.
Активнее всех отстаивал интересы приморских рыбаков заместитель председателя ГКР Юрий Москальцов. Если бы не его аргументы, то эта свара, разожженная – сознательно или по глупости - мало разбирающимися в специфике рыбацкой отрасли да и во всей экономической жизни России людьми, закончилась бы еще более позорно. Однако разумный голос бывшего руководителя «Дальрыбы» убедил большинство участников совещания в том, что именно позицию ГКР следует положить в основу протокола для представления премьеру Касьянову.
Что же в него записали, в этот протокол?
1. Завершить доработку методики распределения промквот и до 1 марта представить таковую методику в правительство.
2. Внести в правительство предложение Госкомрыболовства проект распоряжения о переводе квотного резерва правительства (те самые 30 процентов, отбираемые у Приморского края) Приморскому краю. Это предложение поддержали представители Приморского края, Камчатской и Сахалинской областей, но не поддержали хабаровчане, магаданцы, корякцы и чукотцы (странно кстати, что это были не главы администраций, а люди с мало понятными полномочиями и даже, как выяснилось, неправильно оформленными доверенностями).
3. Направить в правительство предложение о переводе сельди, минтая, трески, кальмара, терпуга, палтуса, камбалы, сайры и морского ежа (все, как видим, хорошо ликвидные виды биоресурсов) из аукционных квот в квоты промышленные для распределения между пользователями.
Если первые два предложения не вызвали у г-жи Масленниковой возражений, то с последним она категорически не согласилась. Аукционы на «рыбу в воде» – это, похоже, тот самый принцип, которым ведомство г-на Грефа не может поступиться.
Конечно, без правительства у нас ничего не сделать – это все прекрасно понимают. А в нашем случае ситуация тяжела для края еще и тем, что губернатору Сергею Дарькину, несмотря на тесную дружбу с Германом Грефом, пока что не удалось вернуть рыбохозяйственному комплексу Приморья утраченные позиции.
Автор: Михаил МАТРОСОВ, специально для «В», г. Москва