Пространство Триумфальной арки
«Пространство Триумфальной арки» - так назывался «круглый стол», за которым собрались архитекторы, строители, историки, краеведы, старожилы Владивостока, чтобы обсудить, как будет выглядеть пространство вокруг строящейся Триумфальной арки. По планам, весной будущего года арка сбросит строительные одежды. Глава администрации Владивостока Юрий Копылов обещал помочь и выделить на благое дело уже на завершающем этапе два миллиона рублей.
«Пространство Триумфальной арки» - так назывался «круглый стол», за которым собрались архитекторы, строители, историки, краеведы, старожилы Владивостока, чтобы обсудить, как будет выглядеть пространство вокруг строящейся Триумфальной арки. По планам, весной будущего года арка сбросит строительные одежды. Глава администрации Владивостока Юрий Копылов обещал помочь и выделить на благое дело уже на завершающем этапе два миллиона рублей.
Напомним нашим читателям, что в 2001 году, спустя 110 лет со дня рождения первой Триумфальной арки, воздвигнутой в честь приезда во Владивосток цесаревича Николая Романова и взорванной впоследствии большевиками, по инициативе предпринимателя А. Ермолаева началось восстановление архитектурного и исторического памятника.
Теперь, когда очертания арки проступают уже так явственно, на повестку дня встал вопрос о том, что необходимо сделать, чтобы возвращенная из небытия арка гармонично и адекватно вписалась в новое градостроительное и духовное пространство, сделала его «сопричастным» человеку.
Корреспондент «В» встретился с Валерием Моором, одним из авторов проекта восстановления Триумфальной арки, профессором, деканом архитектурного факультета ДВГТУ.
- Валерий Клементьевич, судя по всему, проект реконструкции кусочка города в районе нынешней улицы Петра Великого вызовет не меньше споров, чем сама идея возрождения арки…
- Старый Владивосток - сердце города - насыщен образами времени и мифами, которые требуют очень бережного к себе отношения, особенно при разработке проектов развития и реконструкции центра города.
Во Владивостоке одним из таких исторических мест считается район Корабельной набережной, начало ул. Петра Великого. Именно отсюда начинался Владивосток.
- Какую «смысловую» нагрузку несла арка вначале своего появления на свет?
- Возведенная на центральной оси улицы Прудовой (ныне Петра Великого) она по замыслу авторов символизировала морские ворота города. Арка царила в окружающем пространстве. Со временем море отодвинулось (после отсыпки береговой полосы), а улица Прудовая «подросла» и придвинулась. Художественный эффект арки как «царицы пространства» несколько поблек, но исторического значения и эстетического обаяния она не утратила.
В конце 20-х годов арку снесли. Нарушилась художественная энергетика пространства, опустела центральная ось улицы.
В 1970 годах по проекту архитектора К. Серебрякова в сквере были сделаны террасы с фонтанчиками. Улица Петра Великого (в то время ул. Первого Мая) превратилась в пешеходный бульвар, который горожане сразу оценили по достоинству и полюбили. Центральная часть улицы снова получила какое-то наполнение, однако в художественном отношении грубоватые формы фонтанов вряд ли могли соперничать с мощным звучанием разрушенной арки.
- Среди архитекторов Владивостока существует мнение о том, что мемориальный ансамбль «Боевая слава Тихоокеанского флота» при всей грандиозности замысла не совсем удачно вписался в окружающую среду. Что вы можете сказать по этому поводу?
- Поддерживаю это мнение. Справедливости ради нужно сказать, что, к сожалению, идея авторов проекта мемориала архитектора А. Сондока, скульпторов В. Ненаживина и Н. Монтача не была полностью реализована. Здесь предусматривалась активная вертикальная доминанта в виде стелы. Ее отсутствие негативно сказалось на художественной выразительности комплекса «Боевая слава Тихоокеанского флота», где излишне преобладают горизонтальные «линии».
Однако гораздо больший недостаток и серьезные проблемы возникли уже позже, когда соорудили мемориальную стену с фамилиями воинов, погибших в Великой Отечественной войне. Никто не покушается на саму идею увековечивания памяти погибших воинов, это - святое, наш долг, наша память. К сожалению, сделано это было, с архитектурной точки зрения, не очень здорово. Удручающе монотонная и агрессивная пилообразная стена одним махом расчленила пространство сквера. В результате профессиональной ошибки архитектора большая часть сквера, оставшаяся за «монументальным забором», превратилась в мертвое пространство. Редкий прохожий забредет сюда, разве пьяница и наркоман заглянет.
Трагизм ситуации заключается в том, что в самом сердце города появилась мертвая зона. А ведь здесь могли бы играть дети, встречаться влюбленные, отдыхать, вспоминая ушедших друзей, ветераны.
Кстати говоря, это не единственный недостаток этого сквера. Так, например, прямо по оси Вечного огня, за горельефной композицией, на большой площадке за забором гордо располагается … газгольдер. Безусловно, ему здесь не место.
- У вас есть конструктивное предложение, как можно преобразить это «мертвое» пространство?
- Мы с группой учеников и коллег довольно длительное время занимались изучением исторической застройки и современного состояния этой территории, в результате сложилась целостная концепция пространственной организации этой среды. Она предусматривает как реанимацию старых, заброшенных зон, так и совершенствование и развитие существующего ансамбля, а в целом – гуманизацию этой конкретной исторической среды Владивостока.
Часть этой программы уже реализуется. По инициативе директора компании «Алгос» А. Ермолаева воссоздается Николаевская триумфальная арка.
Хочется верить, что будет построен и второй объект – часовня во имя святого Андрея Первозванного. Она запроектирована на площадке, где сегодня расположен газгольдер (мы смогли подыскать для него более приемлемое место).
Кстати говоря, расположение активной вертикали часовни по оси Вечного огня в какой-то мере будет соответствовать первоначальному замыслу архитекторов и скульпторов – создателей мемориала «Боевая слава Тихоокеанского флота». Интересный исторический факт: в свое время, накануне строительства Триумфальной арки в 1891 г., многие горожане ратовали за то, чтобы на Адмиралтейской пристани (ныне Корабельная набережная) построить не арку, а часовню. Русская православная традиция предусматривает поклонение святым иконам перед дальним походом или после возвращения из путешествий.
- А как быть со «стеной памяти»?
- Это, пожалуй, самая сложная задача. Мы предлагаем реконструировать существующий комплекс, придав ему вид приспущенных знамен, а на верхних наклонных плоскостях разместить таблички с именами погибших. Они должны отделяться друг от друга, чтобы человек мог подойти и прочесть памятные имена. Кстати говоря, аналогичные решения уже использованы при сооружении других мемориальных ансамблей.
Если это предложение будет претворено в жизнь, пространство за стеной оживет, откроется вид на море. А на площадке, где когда-то стояло колесо обозрения, можно было бы разместить небольшую скульптурную галерею, своего рода пантеон основателей города.
Таким образом можно было бы превратить это ныне мертвое пространство в один из красивейших и уютных уголков старого Владивостока.
Автор: Беседовала Тамара КАЛИБЕРОВА, «Владивосток»