Спасти ребенка – что храм построить
Рассказывают, много лет назад один высокопоставленный чиновник правоохранительных органов, осмотрев спецшколу в Уссурийске, стал чернее тучи: «Что вы здесь устроили, санаторий для преступников?» Наверное, хотел увидеть что-то вроде тюрьмы или бурсы. Но злое отношение к детям порождает ответную злость – именно поэтому малолетки в первые годы создания таких учреждений их рушили и сжигали. А уссурийская школа не только стала одной из лучших в стране, но и выпустила во взрослую жизнь замечательных людей. На похороны ее первого директора Федора Тихого приехали банкиры, милиционеры, преподаватели… - бывшие воспитанники спецучреждения.
Рассказывают, много лет назад один высокопоставленный чиновник правоохранительных органов, осмотрев спецшколу в Уссурийске, стал чернее тучи: «Что вы здесь устроили, санаторий для преступников?» Наверное, хотел увидеть что-то вроде тюрьмы или бурсы. Но злое отношение к детям порождает ответную злость – именно поэтому малолетки в первые годы создания таких учреждений их рушили и сжигали. А уссурийская школа не только стала одной из лучших в стране, но и выпустила во взрослую жизнь замечательных людей. На похороны ее первого директора Федора Тихого приехали банкиры, милиционеры, преподаватели… - бывшие воспитанники спецучреждения.
Нынешний директор Андрей Суханов всего два года назад возглавлял обычную и очень благополучную школу в селе Ярославка. Там пестовали такое количество медалистов, что казалось – абсолютно все дети талантливы. Между прочим, Андрей Савельевич убежден, что и среди его новых воспитанников большинство – нормальные ребята, оказавшиеся в ненужном месте в ненужное время. В принципе, говорит он, часть моих бывших учеников вполне могла оказаться в этих казенных стенах. Не секрет ведь – похулиганить, порой достаточно жестоко, способны многие подростки. И это не столько их вина, сколько родителей, которые не сумели (или не захотели) воспитать в своих отпрысках высоконравственное отношение к жизни. «Будь моя воля, - сказал директор, - не детей бы отправлял в закрытые учреждения, а родителей наказывал. Ведь у всех наших воспитанников искореженные судьбы, все они пережили огромные психологические травмы – кто-то разовые, а кто-то всю свою короткую жизнь в аду прожил».
Какие же условия нужно создать, какой заботой и любовью маленькие души отогревать, чтобы поверили они в доброту людскую? И возможно ли из маленького, но уже цинично воспринимающего действительность человека за два-три года создать личность? Вся история этой спецшколы убеждает – невозможного нет. И возникает аналогия с колонией знаменитого Макаренко. Но с такими параллелями категорически не согласен директор. Говорит: «Мы в разных весовых категориях. Те беспризорники генетически другими были – по сути, из нормальных семей, знавшие хорошую жизнь, но волею судьбы – революция, гражданская война – оставшиеся без родителей. У нас же - социальные сироты, то есть обездоленные самыми близкими людьми». Обиженные и слабые, как правило, стремятся отомстить. Порой даже неосознанно. Эти дети своими поступками тоже мстили – за то, что сызмальства не знали ласки и любви, за то, что родителей чаще всего видели в бессознательном от алкоголя состоянии, за то, что, как им кажется, против них ополчилось все общество. Единственное, что может их изменить, - это изоляция от прежнего мира и погружение в такую среду, где царят любовь и взаимоуважение. Идиллическая картинка? Да нет, действительность, перед которой спасует самый отъявленный скептик.
Спецшкола ухожена и красива. Завуч Николай Онопрейчук гордо ведет нас в учебный корпус. Еще слегка топорщится только что настеленный новый линолеум, в зонах отдыха тянут присесть мягкие диваны, под зелеными ветками зимнего сада мальчишки могут поваляться с книжкой или просто посекретничать – даже в таком режимном учреждении у них бывают свободные минутки. В кабинете начального обучения учительница Татьяна Лосева рассказывает о своих подопечных – в обычной школе это были бы совсем малыши, а здесь ученикам от 10 до 14 лет. «Да не дурные они, - говорит Татьяна Александровна, - просто затурканные и закомплексованные. Пробелы в знаниях, конечно, огромные, некоторых с азов приходится обучать, да и память ослаблена, сосредоточиться не могут. Но видели бы вы, как они расправляются, когда чувствуют к себе доброе отношение! Им интересно пятерки получать, ведь они никогда до этого не испытывали гордости за высокую, заслуженную оценку».
В здании идет ремонт – возводится новая крыша, полностью реконструируется спортивный зал. Из столовой доносятся головокружительные запахи. Чем же здесь кормят сотню отнюдь не страдающих отсутствием аппетита подростков? Заведующая столовой Лилия Тузлукова с удовольствием перечисляет: «Мясо в холодильнике всегда двух видов, рыба обязательно, сок или фрукты каждый день. В этом году 600 банок овощных консервов закрутили. Картофель, овощи выращиваем на своих 60 гектарах». Такое меню некоторым домашним деткам по нынешним временам и не снилось. Увидев все это великолепие, задаю директору провокационный вопрос: «Стоит ли на малолетних правонарушителей так тратиться? Они уже успели горе окружающим причинить. Может, разумнее столь большие средства нормальным детям отдать?» Ох, как взвился Андрей Савельевич: «Интересный вопрос! Это что ж, онкологических больных тоже лечить не надо, ведь они обществу дорого обходятся? В больных государство больше вкладывает, чем в здоровых. И это нормально, это гуманно, это правильно. У нас не безнадежные дети, у большинства из них замечательное будущее».
Конечно же, я не стала спорить с директором. Хотя бы потому, что встретила в холле бывшего воспитанника спецшколы Сергея, 15-летнего, удивительно светлого мальчишку, и его маму Любовь Васильевну. Мама сказала: «Всю жизнь буду педагогам благодарна за то, что сына вернули». Правда, за что в этом учреждении оказался, Сергей ответил очень невразумительно: «Да было дело…...» Зато о том, как музыкой здесь занимался, а теперь стал сыном полка в уссурийском филиале военного института и играет там в оркестре, рассказывал с удовольствием. Этот пацан – исключение? Ни в коем случае. Талантливых много. На сегодняшний день особая забота сотрудников спецшколы о Руслане Звереве, удивительном художнике. Учительница рисования, ведущая изостудию, Ольга Толстенко рассказала о нем: «Мальчишке от природы много дано, его работы высоко оценили профессиональные художники. Во владивостокском художественном училище сказали, что это уже состоявшийся мастер, хоть завтра диплом выдавай. Тем не менее учиться ему надо. Сможет ли без поддержки?» Школа, естественно, будет помогать Руслану по мере сил, но самостоятельно парню в городе не прожить. Сейчас сотрудники хлопочут о выделении ему социальной стипендии – очень уж одаренный человек, такой талант потерять нельзя. Семья ему, конечно же, не поддержка. Хоть и защищает пацан маму, добрые слова о ней говорит – мол, работу ищет, в гости приезжает, на самом деле все совсем не так. Была б заботливой, двое ее сыновей не ввязались бы в очень-очень неприглядную историю и не были бы ограничены в свободе. Но, как правильно говорят сотрудники, Руслану, как и другим ученикам этой школы, наконец-то повезло в жизни – не попади сюда, покатились бы и дальше по наклонной. Сейчас же юный художник пишет гуашью и маслом замечательные картины. «Юный поэт», «Благословение», «Верность»...… Уходит в море корабль, а на берегу остается собака, преданно глядя вслед. Дружбу и верность здесь уж точно учат ценить.
Мы долго говорили с директором о системе наказаний («Какой карцер? Что за превратное у вас представление о школе закрытого типа?»), о трудовом воспитании («Мы сохраняем сделанное Федором Михайловичем Тихим, вновь заключили договор с локомотивным депо, опять будем выпускать мелкие детали для них»), о приличных заработках, которые зачисляются на лицевой счет ребят («Голыми они от нас не уходят, иногда на свои деньги магнитофоны покупают или хорошую спортивную одежду»). О коллективе тоже поговорили («Перехвалить этих людей невозможно – замечательные профессионалы, отличные люди»). Не обошли вниманием и тех, кто помогает школе жить («Департамент образования, спонсоры…»). Об этой школе можно было бы целую книгу написать, как сделал это в свое время первый директор. Его книга «Судьбы» есть не только в библиотеке, но и в музее спецучреждения.
Ну а закончили мы беседу на том, что Андрей Савельевич еще раз повторил: «Поймите, наша школа для многих ребят – спасение. Часть территорий нашего края считается благополучной в отношении детской преступности, но это лишь потому, что там плохо работают социальные педагоги, не проводится серьезный анализ асоциального поведения детей. Подростки, которых надо спасать, есть везде. Лучше, если некоторое время они проведут у нас, пережидая трудный период в своей жизни».
Автор: Галина КУШНАРЕВА, «Владивосток», совместно с представительством Всемирной ассоциации детей и родителей